Министерство социальной политики
Нижегородской области

Адрес: г. Арзамас, улица 2-ая Вокзальная, 1А

Телефон (83147) 9-76-94, 6-28-57

E-mail: uszn40@soc.arz.nnov.ru

Об учреждении

Лето-2017

   

Карта сайта

Алфавит духовный старца Паисия Святогорца

      (избранные советы и наставления) вышел в свет по Благославлению высокопреосвещенного Сергия, архиепископа Тернопольского и Кременецкого

Введение

Милосердие любви

 

                 Блаженной памяти схимонах Паисий Святогорец — один из благодатнейших старцев нового времени и один из самых ярких и неординарных духовных писателей второй половины XX века, известный и почитаемый во всем православном мире. Его наставления написаны простым, образным языком, подчас с юмором, но проникнуты подлинно святоотеческим духом и содержат важнейшие духовные истины, ибо учение святых отцов он во всей полноте воплотил в своей собственной жизни. Простой монах, получивший лишь школьное образование, но с избытком наделенный Божественной мудростью, он воистину без остатка растратил себя ради ближнего. Его поучения не были отвлеченным проповедничеством или катехизаторством. Он жил по Евангелию сам, и советы его проистекали из его собственной жизни, главным содержанием которой была любовь — к Творцу и всему Его творению.
                Старец Паисий (в миру Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 года в Фарасах Каппадокийских, в Малой Азии, был десятым ребенком в семье. Святой Арсений Каппадокийский, крестивший младенца, дал ему свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха». Спасаясь от турецких гонений, семья вскоре переехала в Грецию. Детство Арсения прошло в городе Конице. Здесь он успешно окончил школу и работал плотником, желая и в этом подражать Христу. В 1945 году его призвали в армию, где он проявил незаурядное мужество. Много раз во время боев он занимал на передовой место своих семейных солдат-сослуживцев, говоря: «Вас ждут жены и дети, а я свободен». Уволившись из армии в 1949 году, он сразу же ушел на Святую Гору Афон.
                 Сорок пять лет старец Паисий провел в суровых подвигах на Святой Афонской Горе, в монастыре Стомион в Конице и на Святой Горе Синай. Всецело вручив себя Христу, он желал пребывать в безвестности, но промысел Божий явил его людям. Тысячи паломников приходили к благодатному старцу и обретали руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душам. Несмотря на постоянно преследовавшие его тяжкие болезни, ежедневно от восхода до заката отец Паисий наставлял, утешал, решал людские проблемы, наполнял сердца верой, надеждой и любовью к Богу. Ночами, когда поток паломников иссякал, он молился и читал письма, приходившие в огромном количестве, и лишь на рассвете отдыхал два-три часа, чтобы восстановить силы перед новым днем. Для всей православной Греции — и не только для Греции — старец стал духовной опорой, целителем множества людских душ.
                В октябре 1993 года старец приехал в основанный им женский монастырь святого Иоанна Богослова в селении Суроти, неподалеку от Салоник. Здесь 12 июля 1994 года после поистине мученических страданий, которые, по его собственным словам, принесли ему пользу большую, чем подвижническое делание всей предыдущей жизни, он почил в Бозе. Место его погребения стало святыней для всего православного мира. А его духовное наследие продолжает приносить неоценимую пользу страждущим душам современных людей, которым с такой болью и любовью отдал всю свою жизнь блаженный старец.

 

Алфавит духовный

В

Внимание
 

 

            Труды человека не внимательного к себе разворовывают бесы. Но тот, кто со вниманием и усердием принимается за спасение своей души, подвизается, — возрастает духовно, приносит добрый плод, напитывается духом и ангельски ликует.
Воздаяние
               Один благочестивый многодетный отец нередко терпел несправедливые притеснения от коллег по работе, но поскольку был очень добрым, переносил все безропотно и не отвечал тем же. Старец Паисий, зная об этом, сказал ему:
— Ты правильно делаешь, терпи! Увидишь, Господь в конце концов всем воздаст по заслугам! И даже если почему-либо Божественный промысел о тебе будет другим и ты не получишь воздаяния, все равно знай, что Бог непременно воздаст твоим детям, и даже сторицею. Милостивый Господь всегда все устраивает самым лучшим для нас образом, но от нас требуется много терпения и внимания, потому что нередко, спеша распутать «клубок», мы еще сильнее перепутываем «нитки». А Господь распутывает все терпеливо. Те безобразия, что сейчас творятся, будут продолжаться недолго. Бог возьмется наводить порядок и выметет всю не¬правду! Сатана старается, но и Бог трудится, чтобы зло превратить в добро и извлечь из него пользу. К примеру, люди разобьют стекло, а Господь сложит из осколков чудесную мозаичную картину. Значит, ни из-за чего не стоит печалиться, потому что все мы в руках Божиих, Бог правит миром и каждого будет судить по правде, никто не избежит ответственности за свои дея¬ния, и все получат полагающуюся им мзду — творившие зло будут наказаны, служившие добру — вознаграждены. Конечно, Господь Сам поставит все на свое место, но каждому из нас придется ответить за то, как мы в это сложное время помогали людям своей молитвой и любовью.


Воздержание


               Для приготовления пищи хорошо, когда у повара в очаге не слишком много углей — они не дают сильного жара и дыма, и он на небольшом огне готовит вкусные блюда. Так же точно, когда мы ограничиваем себя в еде и не увели¬чиваем все время ее количество, плотские желания и даже помыслы не только не разгораются и не застилают дымом наш разум, но и постепенно полностью угасают.
              Если мы не можем следовать великим египетским отцам с их строжайшим аскетизмом, то будем подражать, по меньшей мере, верблюдам, которые мало едят, но перевозят значительные тяжести, от постоянных коленопре-клонений у них образуются мозоли и с тяжелой поклажей они покорно идут за маленьким осликом. А еще они имеют такую особенность:
никогда не забывают тех, кто делает им добро, и бывают им благодарны.


Воспитание детей
 

              Родителям необходимо помогать духовной жизни детей, пока те еще маленькие, потому что тогда и недостатки их тоже малы и легко исправляются. Дети тогда похожи на молодую картошку, кожица которой легко счищается, надо только потереть. Но когда картошка полежит, понадобится нож, чтобы ее почистить. А если она к тому же и подгнила, то надо вырезать подпорченные места. Если с ранних лет дети получат духовную помощь и душа их будет полна Христом, то они навсегда останутся близ Него. И если даже, подрастая, они несколько собьются с правильного пути, попав в плохую компанию или из-за возрастных проблем, то потом снова одумаются, ведь благочестие и страх Божий, привитые им в нежном возрасте, никуда уже не денутся.
               К сожалению, сейчас дети растут в дурной, духовно нездоровой среде, поэтому родителям нужно часто причащать младенцев, чтобы они освящались.
              Супругам необходимо жить по-православному и вести себя очень осмотрительно, потому что их дети с самого раннего возраста, еще даже не умея говорить, начинают, как магнитофон, «записывать» все, что видят и слышат вокруг себя. И если они видят, что их родители ругаются, дерутся, унижают друг друга, ведут дурные разговоры, то они «записывают» все это, как на пленку, а когда вырастут, то, переняв от родителей все страсти, и сами начинают ссориться и говорить близким такие же оскорбительные слова, которые слышали от отца с матерью.
                 Самое лучшее наследство и самая большая помощь, какую родители могут оказать детям, — передать им все доброе, что в них есть. И для этого не нужно особых усилий, потому что когда ребенок видит, что родители любят друг друга, общаются с достоинством, умны, приветливы, набожны и прочее, тогда, как копировальный аппарат, он отпечатывает это внутри себя.
                Лицемерное поведение родителей, каким бы хорошим ни выглядело, не вызывает у детей доверия, потому они не подчиняются им, даже если к ним относятся со всей строгостью. Дети притворяются, что съеживаются от страха, но только потому, что пока не имеют возможности сделать что-либо другое. Когда же они, несколько повзрослев, уже не зависят так сильно от родителей, то начинают с бесстыдством взбрыкивать и обрушивают на отца с матерью всю скопившуюся в душе злость. А благочестивая жизнь родителей вызывает в сердце ребенка доверие, он не противится их воле и вырастает вдвойне здоровым — благочестивым и без психических травм. Такие дети — утешение для своих родителей, и такие родители — радость для своих детей, как в земной жизни, так и в вечности, где они будут ликовать вместе.
                Самый лучший, величайший многодетный отец — тот человек, который сам духовно возродился и заботится о духовном возрастании своих детей, чтобы души их обрели райское блаженство.
                Как богатые люди наделяют своих детей материальными благами, потому что имеют богатство, так и духовно богатые люди своим детям передают духовные сокровища. Но для того чтобы стяжать духовное богатство, нужно прежде стать нищим в отношении страстей (и, конечно, в отношении материальных пристрастий). Когда мы совершенно избавимся от страстей, то приобретем изобильную доброту, которую будем расточать вообще всем детям, и они будут даже телесно питаться ею, ибо доброта вкупе с горячей любовью дает детям больше энергии, чем любая другая пища.
               Очень многие любящие родители в какой-то степени портят своих детей, не понимая, к сожалению, как вредно без меры их нахваливать. Например, мать, горячо обнимая и целуя ребенка, постоянно говорит ему: «Какой у меня удивительный малыш, самый лучший в мире!» И ребенок довольно рано, когда еще не может этого осознать, не по своей воле, усваивает слишком высокое мнение о себе и, конечно, не испытывает потребности в благой помощи Божией и не умеет за ней обращаться. Таким образом, в душе ребенка закладывается превозношение, и многие всю жизнь не могут от него избавиться, так и уносят с собой в могилу.
Плохо и то, что в первую очередь от заносчивости детей страдают сами родители, потому они и должны очень вдумчиво относиться к своей духовной жизни, ведь они отвечают не только за себя, но и за детей.
            Дети должны впитывать благочестие с молоком матери. А когда они станут постарше, мы должны действовать осмотрительно, осторожно и рассудительно, как когда мы заводим часы. Если пружина слабая, мы заводим часы медленно, потому что можем сломать их, и тогда они никому не будут нужны. Мы должны ненавязчиво, по-хорошему объяснять ребенку, почему нельзя поступать так, а надо делать иначе. Не стоит постоянно дергать ребенка: «Не то, не это, не так». После того как мы сде¬лаем то, что от нас зависит, надо Богу отдать «инструменты» для «отладки», чтобы Он Сам «затянул» какую-нибудь «гайку». Нельзя быть самонадеянным и полагаться только на свои силы.
              Бог дал первым людям великий дар — быть сотворцами. Нашим родителям, дедам, прадедам, всем предкам от Адама и Евы Господь позволил стать создателями: от них мы получаем тело. С момента зачатия родители дают ребенку тело, Бог — душу. Как только появившийся на свет младенец принимает крещение, Господь поручает его Ангелу, и он находится под защитой Бога, Ангела хранителя и родителей. По мере взросления детей отец и мать в некоторой степени освобождаются от ответственности за них. И когда души родителей идут к Богу, Ангел хранитель, так же как и Господь, продолжает ограждать человека.
             Однако часто приходится видеть, что родители как будто всего этого не знают или забывают, что есть ограждающий их ребенка Бог, что Ангел хранитель рядом, и постоянно так сильно волнуются за своих детей, что даже могут заболеть. Но мы, верующие, должны понимать, что своим неумеренным беспокойством мы мешаем Господу помочь нам. Поэтому родителям нужно делать для своих детей все, что в их силах, но с того момента, как они смирятся и вверят их Богу, пусть отложат в сторону человеческие инструменты, ибо тогда уже Бог должен будет помочь их детям.
             Я обратил внимание, что сейчас дети портятся еще в родительском доме — в первую очередь те, которые собираются идти в институты. Поначалу хорошие, со временем они становятся ни к чему не пригодными. Они ко всему равнодушны, ни о чем всерьез не задумываются. Их исковеркали, загубили собственные родители, которым довелось пережить тяжелые времена. Родители не воспитывают в детях духовной стойкости, не учат их радоваться трудностям. Естественно, они это делают по доброте душевной. Конечно, это дикость — намеренно подвергать детей ненужным лишениям, но вложить в них монашескую закваску, чтобы они научились сами радоваться испытаниям — это очень хорошо. Но вместо этого своей безрассудной любовью родители доводят детей до полной апатии. Они приучают своих ребятишек к тому, что им все подают на тарелочке, те даже стакан воды себе не нальют. И это все для того, чтобы они не отвлекаясь учили уроки. Однако таким образом и мальчики, и девочки становятся ни к чему не пригодными, потому что потом они хотят жить на всем готовеньком постоянно, а не только когда учат уроки. Основной источник этого зла матери: «Учись, детка, учись! А я тебе вымою ножки, подам носочки! Поешь сладенького, выпей кофейку!» Дети не привыкли трудиться и потому не понимают, как устала их мать, которая их обслуживает. А потом начинаются одноразовые тарелки, одноразовая одежда, Макдональдсы, пиццерии — завернуть в бумагу кусок пиццы и то не могут! Развязался ботинок — «Мама, завяжи мне шнурок!» И пока мать не сделает этого, ребенок будет наступать на болтающийся шнурок. Так дети делаются вообще ни к чему не пригодными, и потом даже сама жизнь их тяготит. В чем могут преуспеть такие люди? Они не годятся ни для семейной жизни, ни для монашества.
                С современными детьми нужно обращаться по-доброму, потому что они сейчас эгоистичны и у них совсем нет правильного отношения к тому, что их ругают. Когда их бранят, их душу тут же заполоняют злые помыслы. Они не понимают, что мы ругаем их для их же пользы, потому что любим. Нужно приближать детей к Богу и воспитывать в них стремление делать добро.
Если дети плохо себя ведут, лучше отругать их с утра, потому что впереди целый день, и они отвлекутся другими впечатлениями. Когда вы браните их вечером, душа их помрачается, и они могут вести себя еще хуже.
               Очень хорошо, если родители считают, что причина всех плохих поступков детей — их собственная жизнь, потому что она совсем не такова, какой должна быть близ Христа, и что дети унаследовали их неправильное устроение. Если родители имеют такой покаянный взгляд, с искренним смирением признают свою ответственность и глубоко каются, тогда и Христос, всевидящий и всесильный, Который имеет все средства и возможности для спасения людей, протягивает им руку помощи.
 

Вера


               Если человек совершает свой жизненный путь с верой, без колебаний и ищет помощи у Бога, то постепенно с ним начинают происходить чудесные события — сначала мелкие, затем более важные, — и вера его углубляется. Познав на собственном опыте Божественные тайны, человек становится богословом, потому что он не умозрительно к ним прикасается, а реально переживает. Его вера постоянно крепнет, ибо он существует в другом измерении, в сфере Божественных событий. Но чтобы на своем опыте познать тайны Божий, надо победить в себе ветхого человека и как бы вернуться в состояние до грехопадения. Надо иметь про¬стое и кроткое сердце, чтобы твоя вера была непоколебимой. Надо без сомнения верить в то, что для Бога нет ничего невозможного. И знаешь, как тогда тебя будет огорчать то, что кто-то не верит в помощь Божию? Тому, кто имеет великую веру, подвластно многое. Только истинно верующий человек живет настоящей жизнью и подлинно есть человек Божий.
 

 

 Восточные учения


               То, что в некоторых религиях считают чудесами, не имеет ничего общего с чудесами христианскими. В Православии есть чудо и благодать Божия, в индуизме — философия и колдовство. Колдовством индуизм подменяет чудеса, философией — Божественную благодать. Гуру, колдуны и прочие получают силу от сатаны, потому что сами дают ему власть над собой. И таким способом они получают возможность совершать ложные чудеса, которые вызывают у других восхищение.
               Как только человек, увлекающийся восточными учениями, увидит, что тот, кто якобы творит чудеса, не имеет ни капли близости ко Христу, он должен понять, что все дела такого «чудотворца» — бесовский обман. Лукавый не может говорить правду. Он изрыгает одну ложь и старается запутать людей. Если люди, попавшие под влияние восточных учений, имеют некоторое представление о Православии и расположены к добру, то они задумаются, увидев, что восточные колдуны ведут жизнь замороченную, нечистую, тогда как в Православии множество примеров высокой жизни и богатых духовных дарований. Среди православных они найдут людей, достигших святости и совершающих подлинные чудеса.
В Православии человеческая доброта имеет своим источником любовь к Богу и к ближнему. Все добрые дела, которые совершают инославные, впавшие в прелесть и им подобные, не укоренены духовно во Христе, однако опираются на положительные человеческие прин¬ципы. Тот, кто живет истинной православной жизнью, приобретает любовь и смирение и целиком себя отдает, приносит в жертву ближнему. И свои аскетические подвиги он тоже совершает из любви к Богу, а не ради достижения каких-то приятных состояний. Христос пришел в этот мир на распятие из любви к Своему творению. Прежде Он претерпел голгофскую муку, а потом воскрес. Просить у Бога небесных радостей — нестоящее дело. Совсем другое, если Господь Сам даст человеку отведать духовного нектара. А вот те, кто следуют, например, различным индуистским учениям, йоге и тому подобным, занима¬ются этим, пытаясь достичь будто бы духовного восторга, экстаза. Они хотят испытать наслаждение или же возвыситься над остальными, но при этом не имеют ни к кому ни интереса, ни сострадания.


Выбор жизненного пути


               Каждый человек имеет свое призвание. Милостивый Господь создал людей свободными. Бог великодушен, Он уважает свободу человека и беспрепятственно позволяет каждому выбирать тот путь, какой ему нравится. Бог не строит всех в один ряд, как в казарме. Поэтому молодые должны уверенно двигаться в духовном пространстве свободы воли, дарованной Богом. Если они будут ориентироваться на то, какой путь выбрали для себя их знакомые, это не принесет им пользы. При выборе жизненного пути молодой человек не должен находиться под чьим-то влиянием. Родители, духовный отец, педагоги, не принуждая, не беря его за горло, должны ему помочь понять, в чем его призвание и как выбрать жизненную дорогу, которая ему по силам. Решение же молодые люди должны принимать сами. Все остальные могут просто высказывать свое мнение и имеют право лишь помогать юным душам найти свой путь.
               Я всегда радуюсь за тех молодых людей, которые идут по монашеской стезе. По-настоящему мудрым можно назвать того, кто выбирает жизнь ангельскую, потому что он не попадается диаволу на крючок, где приманка — мир. Но все же нельзя всех равнять по одной мерке. Ведь и Господь, не желая взваливать на людей непосильную ношу, не понуждает всех постри¬гаться в монахи, хотя это и путь к совершенству. И мы тоже не имеем права принуждать других людей. Мы можем заставлять только себя, да и то обдуманно. Я ни разу ни одному юноше не сказал твердо — «женись» или «иди в монастырь». Если кто-нибудь просит моего со¬вета о выборе пути, я отвечаю: «Сделай то, к чему у тебя душа лежит, только будь с Богом». И только если юноша признается мне, что мир его не привлекает, я говорю ему о монашестве, чтобы помочь найти свой путь.
               После тридцати лет выбрать свою жизненную дорогу уже нелегко. Чем длиннее путь у человека за спиной, тем ему сложнее сделать это. Юному проще привыкнуть к новому образу жизни, будь то брак или монашество. Ведь взрослый человек все измеряет и оценивает с помощью здравого смысла, у него уже сложившийся характер, напоминающий монолитную железобетонную конструкцию, — такой трудно изменить. Люди, вступившие в брак или принявшие монашество в молодости, до старости сохраняют детскую непосредственность. У меня были знакомые, которые поженились в юности. Жена во всем — в манере разговаривать, вести себя — была похожа на мужа. Так как они поженились юными, один из супругов скопировал все привычки другого. И приспособиться друг к другу им было намного легче.
               Особенно важно для девушки выбрать свой путь до двадцати пяти лет. Потом уже сложнее выйти замуж или уйти в монастырь, потому что труднее решиться подчиняться чужой воле. С возрастом девица становится капризней и разборчивей. А кому нужна такая? Если время упущено, то она уже хочет замуж не для того, чтобы заниматься семьей, а, скорее, для того чтобы кто-то заботился о ней, защищал.
 

Б

Безопасность
 

 

           Сейчас весь мир полон множеством всяких «безопасностей», однако, находясь в отдалении от Христа, он ощущает свою полнейшую беззащитность. Ни в одну эпоху люди не были так беззащитны, как в наше время, и так как человеческие «безопасности» оказываются для них бесполезными, они устремляются на корабль Церкви, дабы ощутить безопасность духовную, потому что понимают — мирской корабль тонет. Но если люди увидят, что и церковный корабль дал течь и там царит дух мирской, а не Святой Дух, тогда они впадут в отчаяние, поскольку у них не будет уже никакой опоры в жизни.
— Отче, я не чувствую себя в безопасности, беспокоюсь.
— Обрети безопасность в Боге. Перед началом всякого дела перекрестись и попроси: «Господи Иисусе Христе, Пресвятая Владычица Богородица, помогите мне». Разве может что-то дать большую безопасность, чем доверие Богу? Нужно быть как можно более внимательной, молиться, целиком предавать себя Господу, и тогда в любой трудной ситуации Он защитит тебя. Если хочешь избавиться от тревоги и беспокойства, сделай свою жизнь проще, безоговорочно доверившись Богу.
 

Безразличие
 

 

                Люди бывают настолько безразличными, что и Божественного происхождения Церкви не признают, и на свой народ смотрят свысока, однако, чтобы оправдать свою лень, говорят: «Апостол Павел не позволяет интересоваться мирскими вещами» — и остаются равнодушными. Но апостол Павел говорил о другом. В его время власть была у идолопоклонников. Некоторые, уверовав во Христа, разрывали связь с государством, и их апостол наставлял: «Не заботьтесь о делах мира сего», для того чтобы они отделили себя от мира, целиком языческого. Но с тех пор, как к власти пришел Константин Великий и утвердилось христианство, постепенно возникло великое христианское наследие с храмами, обителями, церковным искусством, богослужебным уставом и т. д.
                И, следовательно, мы в ответе за то, чтобы все это сохранить, не позволить врагам Церкви это разрушить. Мне доводилось слышать даже от духовных лиц: «Не надо этим заниматься». Если бы они были великими святыми и с помощью молитвы достигли бы такого состояния, что их ничто не волнует, — я целовал бы им ноги. Но они безразличны оттого, что хотят в глазах всех быть хорошими и жить беззаботно. Безразличия не должны позволять себе даже мирские люди, а уж духовные тем более. Человек искренний, духовный ни в чем не должен быть равнодушным. Пророк Иеремия говорит: «Проклят творяй дело Господне с небрежением».
              Безразличие к Богу влечет за собой равнодушие ко всему остальному и ведет к разложению. Великое дело вера в Бога! Для человека на первом месте стоит служение Господу, а уже потом — любовь к родителям, к своему дому, своей родне, своей работе, своему селу, своему краю, своей стране, своему Отечеству. Тот, кто не любит Бога, свою семью, — ничего не любит. Разумеется, он не любит и свою Родину, ибо Родина — это огромная семья. Я имею в виду, что все начинается с этого. Человек, не верящий в Бога, не будет считаться ни со сво¬ими родителями, ни с семьей, ни с односельчанами, ни с Отечеством. Это все и хотят сейчас расшатать, поэтому насаждают такую разнузданность.

 

Бесстыдство

 


                Когда дети говорят со взрослыми с бесстыдством, они отдаляют от себя Божию благодать. А когда благодать отходит, появляются бесы, и дети озлобляются, распоясываются. И наоборот, с благоговейными, почтительными детьми, которые слушаются родителей, учителей, взрослых, постоянно пребывают Божие благословение и благодать. К маленьким бунтарям и хулиганам благодать не приближается, она да¬ется духовно ревностным, рассудительным, благочестивым детям. Покорных, благоговейных детей видно сразу, у них сияющий взгляд. И чем больше они проявляют уважения к ро¬дителям и другим взрослым, тем большая им дается благодать. А чем разболтанней и своевольней ребенок, тем дальше от него отходит Божия благодать. Ребенок, предъявляющий другим претензии, которого все не устраивает — все ему не так да не эдак, — превратится в бун¬таря, в беса. Ведь и Денница хотел вознести свой престол выше Божия престола. Смотрите, все дети, капризы которых родители выполняют, превращаются в маленьких бунтовщи¬ков. И если они не каются, чтобы избавиться от этой захлестывающей их дурной волны и продолжают вести себя нагло, тогда — не дай Боже! — благодать совсем оставляет их. И они до того доходят, что о Боге отзываются прене-брежительно, и тогда уже бесы делают с ними что хотят.


Благоговение

 


               Благоговение — это страх Божий, душевная скромность, духовная тонкость. Благоговейный человек может быть застенчив, но это приносит ему не страдание, а радость, наполняет сладостью его сердце. Движения благоговейного человека сдержанны и деликатны. Он постоянно помнит о том, что его тело — храм Святого Духа. Он ясно ощущает присутствие Бога, Ангелов и святых, он чувствует подле себя ограждающего его от зла Ангела хранителя. Его жизнь чиста, проста и свята. Благоговейный человек везде ведет себя скромно и осмотрительно, с живым чувством относится ко всякой святыне. Благоговение — это действие благодати Божией в человеческой душе. Имеющий благоговение руководствуется в своих поступках внутренним чувством. Я считаю благогове¬ние великой добродетелью, потому что с имеющим его человеком неизменно пребывает благодать Божия.
               Для того чтобы стяжать благоговение, не обязательно иметь много знаний. Если размышлять и над тем немногим, что мы знаем, то сердце будет духовно трудиться. У кого-то от одного тропаря все в душе поднимается, а кто-то знает все молитвы наизусть, но ничего не чувствует, потому что находится вне духовной реальности. Читайте каждый день святых отцов, хотя бы одну-две строчки — это весьма действенное укрепляющее средство.
 

Благодарность Богу


               Люди часто говорят: у меня нет серьезных грехов, что мне сказать на исповеди? Но разве маленький грех неблагодарность, если мы не воздаем хвалу Господу за благодать и не благодарим Его за то, что Он хранит нас и мы не впадаем в большие грехи?
               Все люди пользуются щедрыми благодеяниями от Бога, но только немногие благодарят Его и радостные и благодарные живут рядом со Христом.
               Благой Бог посылает нам богатые благосло¬вения и все делает для нашей пользы. Все блага, которые у нас есть, — это дары Божий. Он все заставил служить человеку — Своему творению. Он устроил так, чтобы и животные, и птицы, и даже растения жертвовали собою для людей. И Самого Себя Бог принес в жертву ради избавления человечества. Давайте же не будем безразличны к этому, не станем наносить Господу раны своей ужасной неблагодарностью и равнодушием, а будем благодарить и прославлять Его.


Благодать

 


              Своими грехами человек превращает земной рай в адскую муку при жизни. Если душа его осквернена смертными грехами, он пребывает в бесовском состоянии: мечется, страдает, не имеет душевного мира. И наоборот, умиротворен тот, кто живет вблизи Бога, стремится к по¬знанию Божественных истин и всегда имеет благие помыслы. Такой человек уже здесь живет в раю. У него есть нечто ощутимо иное, чем у того, кто далек от Бога. И все вокруг него это тоже замечают. Это вот и есть Божия благодать, которая «выдает» человека, даже когда он из¬бегает известности.
                Тот, кто удаляется от Бога, подвергается дьявольскому воздействию, а тот, кто живет близ Господа, принимает благодать Божию. Божественная благодать умножается у того, кто ее хранит. А если человеку дано немного благодати, но он относится к этому без благогове¬ния, то теряет и то малое, что имел. Сейчас лю¬дям недостает благодати Божией потому, что, живя в грехе, они лишают себя и тех ее крупиц, что у них были. А когда от человека отходит благодать, на него с яростью набрасываются лукавые духи. В этой жизни люди страдают в той мере, в какой они удалились от Бога. В за¬гробной жизни они будут испытывать вечное мучение. Насколько человек живет по воле Бо¬жией, настолько он еще в земной жизни отчасти переживает райское блаженство. Мы уже в этой жизни или будем в некоторой степени вкушать райскую сладость и отсюда отправимся в рай, или же будем отчасти переносить адские мучения и — избави нас от этого, Боже — попадем в ад. Добро — это есть рай, а зло — это адское мучение. Творя добро, человек радуется, греша — мучается. Чем больше добрых дел со¬вершает человек, тем большую радость он чув-ствует, чем больше творит зла, тем сильнее то¬мится душой.
               Помните, что нам принадлежат только грехи и страсти. Если мы совершаем что-то хорошее — это от Бога, если мы наделали глупо¬стей — это наше собственное. Едва только от нас отходит Божия благодать, как мы уже ни на что не годимся. В физической жизни, лишившись кислорода, мы тут же умираем. В духовной жизни то же самое: как только Господь отнимает у нас Свою благодать — нам конец. У человека есть только одно — произволение, и в зависимости от того, какое оно, Господь помогает ему. Поэтому и все блага, что у нас есть, — это дары от Бога. Наши дела ничего не стоят, и наши достоинства — одни только нули. Так давайте стараться все время добавлять к нулям еще нули и будем умолять Христа по¬ставить перед ними единицу. Так мы разбога¬теем. Но если Господь не поставит в начале этого ряда нулей единицу, то весь наш труд пропадет даром.


Благой пример

 


                Почему святитель Кирилл Иерусалимский утверждает, что мученики последних времен будут выше всех других мучеников? Потому что прежде было много столпов духа, а в нашу эпоху почти иссякли благие примеры, — я имею в виду Церковь и монашество в целом. Сейчас избыток слов и книг, но не хватает практического опыта. Мы благоговеем перед свя¬тыми подвижниками нашей Церкви, но не понимаем, насколько огромны были их труды. Для того чтобы это понять, надо самим прило-жить усилия, надо всей душой полюбить святых и потрудиться над тем, чтобы стать похожими на них. Конечно, благой Бог учитывает и особенности нашего времени, и условия, в которых мы живем, и будет судить нас соответственно этому. И если мы будем хотя бы немного подвизаться, то получим венцы большие, чем древние христиане.
               В древности существовал дух подвижничества. Все старались подражать друг другу в добре, и ни порок, ни нерадение не могли укоре¬ниться. Было обилие добродетелей, царил подвижнический дух, и поэтому нерадивый человек не мог долго пребывать в лености. Его захваты¬вал всеобщий поток добра. Но в наше время, когда человек хочет жить по совести, духов¬но, ему приходится тяжело, мир отторгает его. И если он не будет бдителен, то его увлечет за собой мирской поток.
В старые времена добро было в изобилии, хватало образцов для подражания, и зло тонуло в потоке добра. Те нечастые безобразия, кото-рые случались в миру и в монастырях, не бро¬сались в глаза и не приносили вреда другим людям. А сейчас что? Дурных примеров мно-жество, а то малое добро, что еще сохрани¬лось, никто ни в грош не ставит. То есть теперь ситуация противоположная: немногое добро тонет во множестве зла, и власть принадле¬жит злу.
                Если в человеке есть подвижнический дух и он преуспевает в духовной жизни, это не только на пользу ему самому, но и немало помогает другим, тем, кто с ним общается. Так же и с че¬ловеком разболтанным — он тоже оказывает влияние на окружающих. А если распускается один, распускается другой, то медленно, неза¬метно вокруг не остается ничего хорошего. По¬этому там, где царит расслабленность, очень помогает подвижнический дух. Необходимо быть крайне внимательным в этом отношении, так как, к сожалению, современные люди до того дошли, что издают законы, поощряющие распущенность, разболтанность, и заставляют их исполнять даже тех, кто подвизается. По¬этому подвизающиеся не только не должны по¬падать под влияние духа мира сего, но даже и сравнивать себя со светскими людьми не могут. В сравнении с мирскими христиане начинают казаться себе святыми, теряют рвение и в конце концов становятся хуже тех, с кем себя срав¬нивали. Образцом для подражания для них должны быть не мирские люди, а святые Подвижники. Трудясь над каждой добродетелью, полезно вдумчиво читать житие святого, кото¬рый такой добродетелью отличался. Тогда благодаря этому человек поймет, что он пока ни¬чего не достиг, и будет со смирением продол¬жать свои духовные труды. Спортсмены на стадионе не оглядываются, чтобы посмотреть, как бегут последние, потому что если они будут глядеть на отстающих, то сами окажутся в хво¬сте. Если я пытаюсь подражать тем, кто преу¬спел в добродетели, моя совесть становится бо¬лее чувствительной. Видя же тех, кто сам еле плетется, я оправдываю себя тем, что по срав¬нению с их недостатками мои не так уж велики. Я утешаю себя мыслью, что есть кто-то хуже меня. Так я усыпляю свою совесть, и в конце концов мое сердце делается таким черствым, как будто его обмазали штукатуркой.


Благотворительность

 


                 У человека есть две радости: первая — когда он получает, и вторая — когда он отдает. Ра¬дость, которую ты чувствуешь отдавая, нельзя сравнить с той, которую ты испытываешь, при¬нимая что-нибудь. Тот, кто берет, имеет радость человеческую, тот, кто дает — радость Боже-ственную. Человеку, для того чтобы понять, на правильном ли он пути в отношении духовном, надо в первую очередь посмотреть, радуется ли он, когда отдает, а не получает. Правильный духовный ориентир таков: ты забываешь добрые дела, совершенные тобой, и помнишь добро, сделанное тебе другими. Тот, кто достиг такого состояния, становится Божиим человеком. Если же кто-то постоянно забывает добро, сде¬ланное ему другими, и помнит свои добрые дела, то это противоположно тому, чего ждет от нас Господь.
 

Богатство

 


             Чтобы летать как Ангел, человек должен отринуть все свои душевные страсти и раздать бедным свое имущество, потому как где есть богатство вещественное, там духовная скудость.
Богатство полностью разрушает душу, если мы не раздаем его бедным ради спасения своей души и на поминовение душ наших усопших родных.
             Богатство гнетет душу безмерной тревогой из-за ненасытности. Если мы встречаем человека, пребывающего в сильном душевном вол¬нении, смятении и унынии, хотя у него ни в чем нет недостатка, мы понимаем, что ему недостает Бога.
Самые богатые в мире люди — это те, у кого нет материальных богатств и чья душа бедна страстями. У них нет лишних вещей ни 'для души, ни для тела, у них есть только Бог. Они беспрестанно радуются, вкусив райской жизни уже здесь, ибо рай там, где Бог.
Божественное утешение
             Чем больше переживает и огорчается чело¬век из-за своей греховности или неблагодарности Богу, смиренно оплакивая то, что своими грехами он опечалил своего небесного Отца, тем большей Божественной радостью и душевной усладой одаривает его Господь. Хотя к пе¬чали такого человека примешивается боль, но в ней есть надежда и отрада. Однако тот, кто хо-чет иметь Божественное утешение, не должен просить об этом Бога. Нужно осознать свой грех, покаяться в нем, и тогда Божественное утешение придет само — Божественное утеше¬ние бывает от покаяния.


 Божественное утешение

 


               Чем больше переживает и огорчается чело¬век из-за своей греховности или неблагодарности Богу, смиренно оплакивая то, что своими грехами он опечалил своего небесного Отца, тем большей Божественной радостью и душев¬ной усладой одаривает его Господь. Хотя к пе¬чали такого человека примешивается боль, но в ней есть надежда и отрада. Однако тот, кто хо-чет иметь Божественное утешение, не должен просить об этом Бога. Нужно осознать свой грех, покаяться в нем, и тогда Божественное утешение придет само — Божественное утешение бывает от покаяния.


 Борьба с грехами

 


                Я радуюсь, когда вижу в современном заполненном бесами мире людей внимательных к себе и подвизающихся. Надо помнить, что кроме людей, которые могут оказать нам духовную помощь, мы всегда имеем рядом ограждающего нас Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, Херувимов, Серафимов и всех святых. Поэтому дерзайте! Христос могуществен, Христос всесилен, Он даст нам сил «обломать рога» нечистому. Господь непрестанно невидимо наблюдает за нами и укрепляет нас, когда мы имеем благое произволение понести хотя бы небольшой, посильный подвиг.
                Нужно по возможности избегать любых со¬блазнов и внимательно следить за своими чувствами, потому что начинается все с них. Но если это трудно, то надо удерживаться хотя бы от любопытства, не рассматривать греховных образов, чтобы потом бесы их нам не показывали, как в кино. Когда скверные картинки сменяются быстро, глаза на них не задерживаются, но только слегка скользят по ним, и эти образы не отпечатываются в душе глубоко и не тревожат нас потом.
               Люди, которые, ведя светскую жизнь, не работали над собой и приобрели скверные на¬выки, после своего обращения к Богу должны смиренно терпеть вражеские нападения, не давая воли своим дурным желаниям. Если они начнут так трудиться, то очистят душу и достигнут меры людей целомудренных, которые не имели серьезных грехов и дурных привычек, но и не вели тяжелой борьбы с диаволом. Используя свои прежние падения как опыт, можно вполне преуспеть. Тот, кто в поте лица трудится на заросшем поле своей души, выдерет с кор¬нем все греховные сорняки и возрастит вместо них добродетели. Но это очень тяжелая работа, для которой нужна твердая воля и много терпе¬ния. Надо ежедневно вытеснять из своей души что-либо мирское и нечистое чем-то духовным — заменять хранящиеся в памяти греховные картины святыми образами, мирские пес-ни — церковными песнопениями, вместо свет¬ских журналов читать духовную литературу. Так постепенно, шаг за шагом, мы избавимся от ветхого человека в себе и уже уверенно будем ориентироваться в духовном пространстве. Если человек не избавится от привычки ко всему мирскому, грешному, не свяжет себя крепко со Христом, Пресвятой Богородицей и святыми, со святой Церковью и не предаст всего себя в волю Божию — он не получит духовного исцеления. Господь делает что-то в за¬висимости от внутреннего состояния человека. Для Святого Духа нет преград. Человек в любых обстоятельствах, если будет усердно под-визаться, сможет достигнуть желанного для него спасения души.
Если мы постоянно будем ловить сами себя «на месте преступления», то сможем избавиться от ветхого человека в себе и найти верный духовный путь. Это дает больший результат, чем какие-либо другие усилия. Ветхий человек в нас крадет то, что приобретает человек обнов¬ленный. Научившись хватать нашего ветхого человека на месте преступления, мы поймаем и всех прочих грабителей, похищающих те блага, которые дает нам Господь. Таким способом мы сохраним наш духовный капитал.
               Для верного познания самого себя очень по¬лезно иногда подробно исследовать всю свою жизнь, начиная с детства. Это поможет правильно определить, на каком уровне вы были прежде, где вы сейчас и где вы должны были бы быть. Сопоставляя прошлое с настоящим, вы сможете понять, что даже если ваше духовное состояние вполне удовлетворительно, вы все равно находитесь не там, где следовало бы, вы поймете, что опечалили Бога. В юности можно оправдать то, что человек находится в не очень хорошем состоянии, но нет оправда¬ния тому, если он, повзрослев, не изменяется или исправляется незначительно. С возрастом человек должен становиться все более духовно зрелым. И если мы будем употреблять во благо свой прошлый опыт, это поможет нам дви-гаться дальше с большей твердостью и смире¬нием. Нередко то, что человек ведет духовную брань с переменным успехом, со взлетами и падениями, помогает ему приносить больший плод и более уверенно продвигаться по пути, ведущему в небесное Царство.
— Почему некоторые люди не знают, в чем им исповедоваться?
— Это говорит о том, что они не работают над собой с должной тщательностью. Если не делать тонкой работы, то не увидишь даже гру-бых огрехов. Нужно сделать чистым наш внутренний взор. Слепец не видит вообще ничего, одноглазый уже немножко видит, но лучше всех зрение у того, у кого оба глаза здоровы. А если такому человеку дать телескоп и микроскоп, то он очень отчетливо будет видеть все, что очень далеко и что совсем близко. Духовная работа тоже не имеет конца. Чем духовно совершеннее делается человек, тем больше очищаются его душевные очи, и со временем он начинает видеть все больше своих грехов. Так человек смиряется и привлекает к себе Божию благо¬дать. Святые подвижники, называвшие себя окаянными грешниками, говорили это ис-кренне, потому что их душевные очи стали как микроскопы.
Чтобы не впадать постоянно в один и тот же грех, человек должен уклоняться от всего, что его соблазняет. Например, если алкоголик хо¬чет с Божией помощью бросить пить, то он должен за километр обходить пивную. Нужно старание и благое произволение, и тогда Го¬сподь поможет справиться со всеми трудно¬стями. Скажем, человек одержим какой-то страстью. Он знает за собой этот грех, предпри¬нимает подвиг, чтобы его преодолеть, смиря¬ется, кается. У него есть решимость отсечь эту страсть, и поэтому Бог ему помогает. Ну а как же Бог даст Свою благодать человеку, который не прилагает усилий для того, чтобы испра¬виться, и продолжает жить во грехе? Благодать Божия не дается тому, кто пребывает в недолж-ном состоянии, потому что она ему не может помочь. Ведь если бы благодать помогала и в этом случае, то Бог дал бы ее даже сатане.
                Человек, который допускает падение, но не остается лежать (то есть не предается греховным помыслам, а кается в своем грехе и прилагает усилия к исправлению), приемлет благодать и получает помощь от Бога. Если же у че¬ловека нет раскаяния и он относится к греху как к моде, значит, его душа пребывает в демоническом состоянии.
Тому, кто от природы кроток и не страстен, его характер помогает в духовном развитии. Человек с кипучим или вспыльчивым характе¬ром получает помощь вдвое большую от силы своей натуры, если только использует ее для борьбы со своими страстями и диаволом.
                Единственное, что мы имеем право и должны без жалости осуждать — это наше злое «я». Если мы сами в земной жизни не покараем его за со-вершенные грехи и если не искореним при этом свои дурные стремления, то они будут терзать нас в вечности.
 

Борьба со злом

 


                  Старец Паисий хотел, чтобы мы, христиане, были сплоченными и не принимали «сложа руки» антихристианскую мораль, которую нам навязывают.
Сейчас пытаются уничтожить веру, и чтобы разрушить здание веры, тихонько вынимают камешки. Но ответственность за это разруше¬ние несем все мы — не только те, кто расшатывают здание веры, но и те, кто видят, как она слабеет, и не пытаются ее укрепить. Вынужда¬ющий ближнего ко злу ответит за это перед Бо¬гом. Но не избежит ответственности и тот, кто в это время был рядом, потому что он видел, как кто-то причинил вред его ближнему, и не помешал этому.
                  В прежние времена те, у кого была власть, имели в своей душе Бога, а теперь многие из властьимущих вообще в Него не верят. В наши дни много тех, кто хочет разложить и молодое поколение, и семью, и Церковь. Сейчас защи¬щать интересы народа — исповедничество, потому что государство борется с законами Божи-ими, издаваемые им законы направлены про¬тив Божественных установлений. Но мы отвечаем за то, чтобы не дать врагам Церкви все разорить. ...Сейчас идет настоящая война, война духовная, и я обязан быть на переднем краю. Сколько марксистов, масонов, сатани-стов и всех прочих! Сколько одержимых бесом, анархистов, впавших в прелесть! Я вижу, что нас ждет впереди, и поэтому душа моя болит. Я чувствую горечь от людской боли.
                Сейчас везде царит теплохладный дух, му¬жества нет ни в ком! Мы стали ни на что не годными! И почему Господь нас еще терпит? Нынешнее поколение — это поколение равнодушных. Не бойцы, разве что для парадов годятся.
                Богохульники, атеисты выступают по теле¬визору, и Церковь молчит, не отлучает этих безбожников, а надо бы. Жалко, что ли, ана¬фемы? Не пристало нам ждать, пока кто-нибудь другой вытащит змею из норы, а мы сохраним свой покой. Люди молчат от равно¬душия. Плохо то, что сейчас даже те, кто имели в душе живые чувства, начали охладевать и оправдывать себя: «Ну как я могу повлиять на ситуацию»? Мы должны дерзновенно испове¬довать свою веру, если мы будем молчать, то ответим за это. В это тяжелое время мы должны делать все, что в наших силах, а то, что не мо¬жем изменить — предоставлять воле Божией, тогда наша совесть будет чиста. Если же мы не воспротивимся злу, то восстанут из могил наши предки. Они столько страдали за Родину, а чем мы для нее пожертвовали? Если христиане не будут исповедниками, не будут противостоять злу, то разорители совсем распояшутся. Но ны¬нешние христиане плохие воины. Если Цер¬ковь молчит, чтобы не ссориться с властями, и архиереи молчат, и монахи, то кто же возвысит свой голос?
Старайтесь быть мужественными, взбодри¬тесь хоть немного. Посмотрите, как тяжело христианам в других странах. А у нас многие совершенно равнодушны. Так мало духовного горения, готовности подвизаться. Прежде наш народ жил благочестиво, поэтому Бог хранил его, и святые помогали чудесным образом. И мы одерживали победы над врагами, кото¬рые всегда нас численно превосходили. Мы и теперь называем себя православными, но, к несчастью, часто мы лишь по имени право¬славные, а не по нашей жизни. Если я стара¬юсь не тревожиться, потому что не хочу ли¬шать покоя свою плоть, значит, мне безразлична святыня.
Если мы не будем бороться со злом, не ста¬нем выводить на чистую воду тех, кто соблазняет христиан, то зло будет умножаться. Если же не испугаемся, верующие несколько прио¬бодрятся, и тогда тем, кто восстает против Церкви, будет тяжелее. Церковь — не их прогулочная яхта, Церковь — это Корабль Христов. Таких «деятелей» нельзя оправдать. Их единственная цель — иметь хорошую зарплату, шикарную машину, предаваться развлечениям. А потом эти люди принимают закон о граждан¬ском браке, легализуют аборты и показывают богохульные фильмы.
                 Я как-то спросил у одного священника, который активно занимается общественной деятельностью, имеет очень много духовных чад: «Ты слышал что-нибудь об этом богохульном фильме?» И он сказал, что ничего не знает. А ведь он в большом городе служит. Нерадивые духовники ничего не пытаются изменить, убаюкивают народ, чтобы люди не тревожились и только развлекались. Ни в коем случае нельзя сказать, что начнется война или что будет Вто¬рое Пришествие и нам надо быть готовыми, а то люди разволнуются! Они похожи на тех ста¬рушек, которые причитают: «Не надо говорить о похоронах, только о крестинах да праздни¬ках», как будто им не придется умирать. Но ведь они успокаивают себя обманом. Вот если бы они задумались о том, что живший рядом старичок вчера умер, а другой сосед при смерти и тоже скоро умрет, что послезавтра будет па¬нихида по человеку намного моложе них, то они помнили бы о смерти и думали: «Надо мне исповедаться, нужно мне подготовить свою душу, быть может, Господь призовет меня скоро к Себе». А иначе смерть застанет их неготовыми. А некоторые из-за превратно понятого милосердия говорят: «Не надо говорить ерети¬кам, что они впали в прелесть, чтобы показать им нашу любовь» — и тем самым ставят все на одну доску. Да если б они жили в первые века христианства, у нас бы вообще не было святых! Христианам в то время предлагали: «Ты от Хри¬ста не отрекайся, а просто брось ладана в огонь». Но христиане это отвергали. «Ну тогда только сделай вид, что бросил ладан». Отказы¬вались. «Ты свободен, иди куда хочешь, но только не проповедуй Христа». Но христиане и этого не принимали. А сейчас у народа совсем не та закваска.
 

А
 
 Апостасия

 

               Когда мы с Христом, зачем нам бояться антихриста? Может быть, и вам доведется пережить многое из того, о чем сказано в Апокалипсисе. Положение ужасно! Безумие просто безгранично! Наступила апостасия (греч. «отступление, отпадение»), и теперь лишь остается прийти «сыну погибели». Мир станет сумасшедшим домом, будет царить полный хаос, каждое государство начнет делать все, что ему хочется. Мы все время будем узнавать что-нибудь новенькое, станем свидетелями самых невероятных, безумных событий. Благо, что они будут происходить очень быстро.
               Их дьявольские планы — экуменизм, общий рынок, одно огромное государство, единая религия, скроенная на их лад. Грядут трудные времена, нам предстоят тяжелые испытания. Христиан ждут ужасные гонения. При этом ясно, что люди даже не понимают, что мы уже переживаем знамения последних времен, как будто не происходит ничего особенного, поэтому в Священном Писании говорится, что прельстятся и избранные. У кого нет благого расположения, того Бог не просветит, и он будет прельщен в годы апостасии, потому что нет духовной трезвости у того, в ком нет Божественной благодати.
 

Аскетизм

 

— Насколько угоден Богу чрезмерный аскетизм?
— Если причина его — духовное горение, то и сам человек имеет утешение, и Господь радуется о Своем ревностном чаде. Если человек утесняет себя от любви, то это наполняет его сердце духовным весельем, а если от самолюбия, то это причиняет ему страдания. Как-то человек, подвизавшийся из самолюбия и утеснявший себя с неспокойной душой, воскликнул: «Господи! Врата, устроенные Тобою, слишком узки! Я не могу пройти сквозь них». Но если бы он предавался подвигам со смирением, то врата эти не были бы тесными для него. Тот, кто самолюбиво подвизается в посте, бдении и других телесных подвигах, изводит себя без пользы, потому что бьет по воздуху, а не наносит удары диаволу. Он не отгоняет от себя бесовские искушения, а, наоборот, принимает их все больше, и потому сталкивается со множеством трудностей и постоянно терзается душевным беспокойством. Тогда как у тех людей, которые строго подвизаются с глубоким смирением и упованием на Бога, душа ликует и воспаряет к небесам.


 


 

 


 

Создание сайта ·  SolarTime