Министерство социальной политики
Нижегородской области

Адрес: г. Арзамас, улица 2-ая Вокзальная, 1А

Телефон (83147) 9-76-94, 6-28-57

E-mail: uszn40@soc.arz.nnov.ru

Об учреждении

Лето-2017

   

Карта сайта

Правовая основа противодействия коррупции

Правовая основа противодействия коррупции в Российской Федерации и в Нижегородской области.


       Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты,  в том числе:
       1. Национальный план противодействия коррупции. Утвержден Президентом РФ 31 июля 2008 года.
       2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
       3. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».
       4. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции».
       5. Указ Президента РФ от 3 марта 2007 года № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».
       6. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
       7. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 года № 558 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
       8. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 года № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
       9. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 года № 560 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».
       10. Указ Губернатора Нижегородской области от 24 сентября 2008 года № 43 «Об утверждении плана противодействия коррупции в органах исполнительной власти Нижегородской области».
       11. Закон Нижегородской области от 7 марта 2009 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области».
       12. Указ Губернатора Нижегородской области от 28 августа 2009 года № 51 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Нижегородской области, и лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
       13. Указ Губернатора Нижегородской области от 28 августа 2009 года № 52 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, и государственными гражданскими служащими Нижегородской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

 


 

Понятия «коррупция» и «противодействие коррупции». Основные принципы противодействия коррупции.
 

       Коррупция:
       а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
       б) совершение деяний, указанных в подпункте "а", от имени или в интересах юридического лица.
       Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
       а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
       б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
       в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
       Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
       1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
       2) законность;
       3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
       4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
       5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
       6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
       7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

 


Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.


       Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
       1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
       2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
       3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
       4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
       5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
       6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
       7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
       8) обеспечение независимости средств массовой информации;
       9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
       10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
       11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
       12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
       13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
       14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
       15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
       16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
       17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
       18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
     19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
       20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
       21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

 


Обязанность государственных гражданских служащих и членов их семей представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Перечень должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, в соответствии с которым гражданские служащие обязаны представлять данные сведения.


       Обязанность государственных гражданских служащих и членов их семей представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является одной из мер, направленных на предупреждение коррупции на государственной гражданской службе.
       Статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» определено, что гражданин, претендующий на замещение должности государственной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
       В целях реализации данной нормы Закона, 18 мая 2009 года изданы Указы Президента РФ № 557-560, которыми установлен перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые и при замещении которых государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не только своих, но и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Кроме того, утверждены Положения о представлении указанных сведений лицами, замещающими государственные должности РФ и должности федеральной государственной службы, а также порядок представления сведений о доходах средствам массовой информации.
       На основании Указов Президента РФ, на уровне каждого субъекта РФ до 1 сентября 2009 года рекомендовано принять свои нормативные акты по утверждению Перечня должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые представляются сведения о доходах, а также Положений о представлении таких сведений лицами, замещающими государственные должности субъектов РФ и гражданскими служащими.
       В Нижегородской области приняты соответствующие Указы Губернатора от 28 августа 2009 года № 51 и 52, которыми утверждаются Положения о представлении сведений о доходах лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области и государственных гражданских служащих области, а также перечень должностей гражданской службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.
       Это должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:
       -осуществление функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
       -предоставление государственных услуг гражданам и организациям;
       -осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
       -подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий;
       -управление государственным имуществом;
       -осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;
       -хранение и распределение материально-технических ресурсов.
       Ранее действовавший Указ Президента РФ от 17 мая 1997 года № 484 «О представлении лицами, замещающими гос.должности РФ, должности госслужбы и должности в органах местного самоуправления сведений о доходах и имуществе», на основании которого в налоговую службу представлялись декларации о доходах, отменен. Теперь это будут справки о доходах по установленной форме, которые должны сдаваться в кадровые службы государственных органов.
       Представлять эти справки будут не все гражданские служащие области, а только включенные в указанный перечень, причем, это будут сведения не только о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах своих супругов и несовершеннолетних детей.
Помимо указанной справки в случае продажи имущества, гражданский служащий, как и любой гражданин РФ, обязан представить в налоговую службу декларацию о доходах по форме 3 НДФЛ в установленные сроки.
       Непредставление гражданином при поступлении на государственную гражданскую службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную гражданскую службу.
Невыполнение государственным гражданским служащим данной обязанности, является правонарушением, влекущим освобождение государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 


 

Действия государственного гражданского служащего в случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.


       Государственный гражданский служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
       Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного гражданского служащего.
       Невыполнение государственным гражданским служащим данной обязанности, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной гражданской службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
       Государственный гражданский служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.


       Под конфликтом интересов на государственной гражданской службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
       Под личной заинтересованностью государственного гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Государственный гражданский служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
       Государственный гражданский служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
       Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
       Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
       Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный гражданский служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного гражданского служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
       В случае, если государственный гражданский служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 


Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы, при заключении им трудового договора.


       Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
       Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы данного требования, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.
       Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
       Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 


Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения.

       Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
       Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
       Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
       В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
       Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
       Данные положения распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 


 

Деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в государственных органах в рамках борьбы с коррупцией.


       3 марта 2007 года подписан Указ Президента Российской Федерации № 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов", которым утверждено Положение о соответствующих комиссиях.
       Основными задачами данных комиссий являются:
       а) содействие государственным органам в обеспечении соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению;
       б) содействие государственным органам в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации;
       в) содействие государственным органам в обеспечении соблюдения ограничений, налагаемых на граждан, замещавших должности государственной гражданской службы, при заключении им трудовых договоров.
       Наряду с решением основных задач деятельность комиссий может быть направлена на обеспечение соблюдения этических правил поведения гражданских служащих, которые устанавливаются правовыми актами государственных органов в соответствии с общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885, и спецификой прохождения службы в каждом конкретном государственном органе.
       Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.
       Комиссии образуются на основании правовых актов государственных органов, в которых определяются составы комиссий и порядок их работы. Причем формирование их происходит таким образом, чтобы исключить возможность конфликта интересов внутри самой комиссии при принятии ею решений. В состав комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь и члены комиссии. Все эти субъекты при принятии решений комиссии наделяются равными правами. Установлено, что не менее одной четвертой от состава комиссии должны составлять независимые эксперты. Организационно-техническое и документационное обеспечение комиссий возлагается на подразделения по вопросам госслужбы и кадров соответствующих государственных органов.
       Основанием для проведения заседания комиссии является:
       а) полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан информация о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении гражданским служащим требований к служебному поведению, предусмотренных статьей 18 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;
       б) информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
       В комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие нарушение гражданским служащим требований к служебному поведению или наличие у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Проверка данных сведений осуществляется в течение одного месяца.
       В случае если в комиссию поступила информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом представителя нанимателя в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов: усиление контроля за исполнением гражданским служащим его должностных обязанностей, отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов или иные меры.
       По письменному запросу председателя комиссии представитель нанимателя или руководитель специально уполномоченного им подразделения государственного органа представляет дополнительные сведения, необходимые для работы комиссии, а также запрашивает в установленном порядке для представления в комиссию сведения от других государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.
       После сбора материалов, подтверждающих или опровергающих поступившую информацию, председателем комиссии устанавливаются дата, время и место заседания комиссии. Заседание комиссии считается правомочным при наличии не менее двух третей ее состава. Заседание комиссии проводится в присутствии самого госслужащего или уполномоченного им представителя.
       По итогам работы комиссия простым большинством голосов присутствующих на заседании членов (при их равенстве голос председательствующего является решающим) может принять следующие решения, носящие рекомендательный характер:
       установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения госслужащим требований к служебному поведению;
       установить, что госслужащий нарушил требования к служебному поведению (в таком случае представителю нанимателя рекомендуется указать госслужащему на недопустимость подобных нарушений, провести в госоргане разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований к служебному поведению);
       установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности госслужащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
установить факт наличия личной заинтересованности (в таком случае представителю нанимателя предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование конфликта интересов).
       Решение комиссии оформляется протоколом. В решении комиссии указываются: фамилия, имя, отчество госслужащего, в отношении которого рассматривался вопрос, источник информации, ставший основанием для проведения заседания комиссии, дата поступления информации в комиссию и дата ее рассмотрения, фамилии, имена, отчества членов комиссии и иных лиц, присутствовавших на заседании, сущность и обоснование решения, результаты голосования. Член комиссии, не согласный с ее решением, вправе изложить в письменном виде свое мнение, подлежащее приобщению к протоколу заседания.
       Копии решения в трехдневный срок с момента принятия направляются представителю нанимателя, госслужащему, иным заинтересованным лицам (по решению комиссии). Решение хранится в личном деле госслужащего. Оно может быть обжаловано госслужащим в десятидневный срок с момента вручения ему копии решения.

 


Информационное обеспечение реализации антикоррупционного законодательства.


       Информационное обеспечение реализации антикоррупционного законодательства может включать следующие меры:
       1. Информирование общественности о деятельности органов государственной власти, в том числе о формировании и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
       2. Систематическая публикация информационных материалов об отрицательном влиянии коррупции на социально-экономическое развитие страны и области.
       3. Проведение публичных информационных мероприятий для обсуждения проблем противодействия коррупции, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения.
       4. Обеспечение свободы средств массовой информации в получении и распространении информации о коррупции, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности, государственных гражданских служащих и членов их семей.
       5. Организация телефонов доверия в государственных органах для получения сообщений о фактах коррупции и последующего реагирования на них.
      6. Создание интернет-страниц на официальных сайтах государственных органов в целях информирования общественности о фактах коррупции и принятых по ним мерах, мероприятиях по противодействию коррупции.
       7. Использование антикоррупционной рекламы, направленной на пропаганду негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции.

 


Понятия «коррупциогенность» и «коррупциогенный фактор». Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в Нижегородской области.


       Коррупциогенность – заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупции в процессе реализации таких норм.
       Коррупциогенный фактор – положение нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
       Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится с целью выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
       Коррупциогенными факторами, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов) при проведении антикоррупционной экспертизы, являются установленные правительством Российской Федерации факторы:
       а) связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;
       б) связанные с наличием правовых пробелов;
       в) системного характера.
      В соответствии с федеральным законодательством антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами государственной власти Нижегородской области, их должностными лицами.
       Органы государственной власти Нижегородской области проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
       Все выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) Нижегородской области коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
       В заключении предлагаются способы устранения коррупциогенных факторов, а также могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) Нижегородской области выявленных коррупциогенных факторов, указаны положения, не относящиеся к коррупциогенным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции.
       Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) Нижегородской области носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом государственной власти Нижегородской области (должностным лицом), разрабатывающим и (или) принявшим (издавшим) данный нормативный правовой акт (проект нормативного правового акта).

 


Межведомственный координационный совет по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области: состав совета, порядок формирования, основные задачи.


       В рамках реализации антикоррупционной политики в Нижегородской области создается постоянно действующий межведомственный координационный совет по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области (далее – Совет).
       Совет является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие и осуществляющим координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе правоохранительных органов, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области по противодействию коррупции в деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, создаваемых ими государственных и муниципальных учреждений, в деятельности лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, выборные муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Нижегородской области и должности муниципальной службы.
       Председателем Совета является высшее должностное лицо Нижегородской области - Губернатор Нижегородской области - Председатель Правительства. Заместителем председателя Совета является руководитель аппарата Губернатора и Правительства Нижегородской области - министр Правительства Нижегородской области. Заместителем председателя Совета может являться по согласованию начальник управления ФСБ России по Нижегородской области.
       Состав Совета формируется Губернатором Нижегородской области - председателем Совета.
       Членами Совета могут являться руководители органов государственной власти Нижегородской области, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, председатель Общественной палаты Нижегородской области по согласованию с ними. По решению председателя Совета в состав Совета могут включаться иные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, а также органов и организаций Нижегородской области по согласованию с ними.
       Основными задачами Совета являются:
       1. Обеспечение взаимодействия и координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области по противодействию коррупции.
       2. Участие в реализации на территории Нижегородской области государственной политики в области противодействия коррупции, а также подготовка предложений Совету по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области.
       3. Мониторинг политических, социально-экономических и иных процессов в Нижегородской области, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия коррупции.
       4. Анализ эффективности работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области по противодействию коррупции, а также выявлению причин и условий, способствующих ее проявлению.
       5. Разработка мер по противодействию коррупции, устранению причин и условий, способствующих ее проявлению, а также осуществление контроля за реализацией этих мер.
       6. Координация деятельности советов по противодействию коррупции, образованных при главах муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
       7. Организация взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области с общественными объединениями в сфере противодействия коррупции.
       8. Решение иных задач по противодействию коррупции, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 


Основные цели, задачи, сроки реализации Программы «Противодействие коррупции в Нижегородской области на 2009-2011 годы».


       Целью Программы является создание в Нижегородской области эффективной системы противодействия (профилактики) коррупции.
       Достижение указанной цели планируется обеспечить решением следующих задач:
       - обеспечение нормативного правового регулирования противодействия коррупции на территории Нижегородской области;
       - создание организационной базы антикоррупционной деятельности в Нижегородской области;
       - организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов;
       - организация мониторинга коррупции, коррупционных факторов и мер антикоррупционной политики;
       - организация на территории Нижегородской области антикоррупционного образования и пропаганды;
       - создание условий минимизации коррупционных проявлений в сфере предпринимательства;
       - обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, укрепление их связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности;
       - совершенствование организации деятельности правоохранительных органов по предупреждению коррупции на территории Нижегородской области;
       - совершенствование деятельности органов исполнительной власти по размещению государственного заказа в целях противодействия коррупционным проявлениям.
       Реализация Программы рассчитана на трехлетний период с 2009 года по 2011 год и предполагает реализацию мероприятий в один этап. По окончании реализации Программы будут подводиться итоги и формироваться предложения на дальнейший период. В частности, результаты оценки эффективности государственной политики в сфере противодействия коррупции на территории Нижегородской области будут положены в основу формирования политики в сфере противодействия коррупции на территории Нижегородской области на последующие три года (2012 - 2014 годы).

 


Вознаграждение и получение подарков в связи с исполнением должностных обязанностей государственных гражданских служащих.


       Государственному гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в установленном порядке.

 


Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции.


       Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:
       1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
       2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
       3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
       4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
       5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
       Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

 

 

 


 


 

Создание сайта ·  SolarTime