Министерство социальной политики
Нижегородской области

Адрес: г. Арзамас, улица 2-ая Вокзальная, 1А

Телефон (83147) 9-76-94, 6-28-57

E-mail: uszn40@soc.arz.nnov.ru

Об учреждении

Лето-2017

   

Карта сайта

Проект "Бесстрашное детство"

«Вы никому не расскажете?!»

 

Социально-коррекционная программа «Я и мой ребёнок»              Около 2-х лет принимает звонки всероссийская линия детского телефона доверия. За это время в службы ТД Нижегородской области поступило тысячи обращений. Со временем отношение детей и подростков к работе консультантов становилось всё серьёзнее. Для большинства несовершеннолетних абонентов прошёл ориентировочный этап установления знакомства, выбора своего «поверенного» в делах  консультанта, принятия решения о рамках доверия. Дети приняли Телефон доверия как старшего друга, которому можно рассказать «просто о жизни», «великую тайну», пошутить, спросить совета. Бывают минуты, когда консультант ТД чувствует себя единственным «островом Надежды»  беззащитного ребёнка.  Предметом разговора с детьми становятся разные темы: отношения с родителями или другими родственниками, дружба, влюблённость, первый сексуальный опыт, т.д.  Чувствуя  заинтересованность в себе и своих переживаниях,  дети приучаются правильно и содержательно излагать свои мысли и чувства, воспринимать взрослого не в качестве Назидателя и Порицателя, а разумного и спокойного Друга, умеющего увидеть суть проблемы, поддержать и направить ребёнка на уверенную и безопасную  дорогу.

 

 

 

 

 

 


«У меня проблема…»

 

     Часто с этих слов начинается диалог консультанта детского телефона доверия с ребёнком, который не найдя поддержки в ближайшем окружении, находит его в телефонном разговоре.
     В Нижегородской области в помощь детям, испытывающим насилие и жестокое обращение, действует алгоритм межведомственного взаимодействия между службами телефона доверия, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Для того, чтобы механизм помощи запустить в действие, ребёнок или другой заявитель должен дать консультанту ТД согласие на открытие ситуации, персональных данных.
     Иногда дети готовы только на конфиденциальный разговор – поделиться с консультантом ТД своими переживаниями и страхами. На консультанта ТД возлагается задача не из лёгких: расположить ребёнка к доверительному разговору, открыть максимум необходимой информации, оставаясь при этом «человечным» профессионалом, «поработать» с эмоциональным состоянием ребёнка, поддержать и помочь увидеть ресурсы - помощники и самому стать таким ресурсом – предложить ребёнку «дружить». В результате консультант ТД становиться доверенным лицом детей и подростков, «суррогатным родителем», разделяющим их горестные и радостные моменты.

 


Депрессия: выход есть!

 

       Слово «депрессия» знают все. Оно стало общеупотребительным понятием. Сплошь и рядом, придя на работу, люди говорят коллегам: «У меня сегодня депрессия!», чаще всего имея в виду просто плохое настроение. Но плохое настроение – норма душевного состояния, депрессия же – болезненное расстройство.

        Депрессия - одна из самых частых болезней на Земле. Относительно лёгкую депрессию хотя бы раз в жизни переносит каждый пятый житель планеты. Тяжесть депрессии проще всего оценить по тому, насколько сильно она нарушает привычный образ жизни.

        Основные признаки депрессии: снижение настроения дольше двух недель, нарушение сна, ухудшение аппетита, невозможность получить удовольствие от чего бы то ни было, снижение работоспособности, ухудшение памяти, утрата обычных интересов.

        Наиболее часто «пусковыми механизмами» депрессии являются психологические факторы: различные психические травмы или неправильная организация жизни, когда человек постоянно находится в стрессовой ситуации. Наследуемая предрасположенность к депрессии – пока только гипотеза.

        Возникнув однажды, депрессия склонна давать рецидивы. Очень важно принять меры, чтобы снизить их риск. Поэтому обратиться к специалисту, преодолев все предубеждения, совершенно необходимо! В лечении депрессии важно всё: лекарства, психотерапия, правильная организация жизни.

 

В Центре помощи семье и детям г. Арзамаса

Вы всегда можете получить квалифицированную помощь психотерапевта и других специалистов!

Наши координаты:

г. Арзамас, ул. 2-я Вокзальная, д. 1а

тел./факс (83147) 3-36-90,

e-mail: cspsd@soc.arz.nnov.ru

 


«Подготовка к всероссийскому семинару»

 

В преддверии всероссийского семинара для руководителей и специалистов ресурсных центров регионов России, в ГБУ «ЦСПСД г. Арзамаса» проходит подготовка площадки к профессиональной сессии.

Специалистами организуется информационное обеспечение площадки наглядным  и раздаточным материалом об опыте и результатах работы Центра с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: презентации, стенды, буклеты, методические сборники, «электронная библиотека».

 


Социально-коррекционная программа «Я и мой ребёнок»

 

Социально-коррекционная программа «Я и мой ребёнок»Четвёртый год специалистами Центра успешно реализуется социально-коррекционная программа «Я и мой ребёнок» для молодых родителей, воспитывающих детей раннего возраста от 0 до 3-х лет. Главная цель программы – помощь родителям с детьми раннего возраста с нарушениями развития или с риском появления таких нарушений. На занятиях программы родители учатся видеть и работать над своими ошибками во взаимодействии с детьми, создавать благоприятные и здоровые отношения в семье, получают новые знания, навыки и опыт.

Работа в группе происходит в активной тренинговой форме, основная технология – работа с видео (осуществление видеосъёмки детско-родительского взаимодействия и последующая совместная работа с полученными видео материалами), раздача «домашних заданий» родителям для закрепления полученных навыков в домашней ситуации.

Главные результаты участия семей в программе - формирование устойчивой привязанности, гармонизация детско-родительских отношений, улучшение качества жизни молодых семей.

 


«На том конце провода наступила тишина…»

 

«На том конце провода наступила тишина…»На том конце провода наступила тишина… Все, казалось, было сказано… И пауза не пугает, она просто вписывается в разговор сама собой и воспринимается как его продолжение …

Именно в эти мгновения и собеседнику и консультанту порой приходится принимать то, с чем были не согласны в принципе.

Что значит «принять»? Если в буквальном смысле, это значит «приблизить», «сделать своим». Если в психологическом – «быть в согласии» с чем-либо.

С этим «принять» - не все так просто в работе на Телефоне доверия… Важно оставить свободу для собеседника - быть не похожим на другого – на консультанта.

Что же приходится принимать человеку в жизни? Самого себя («Самая трудная встреча – это встреча с самим собой»), других людей – то есть дать право другому человеку быть «другим», допустить его право иметь другие взгляды, ценности, установки и т.п. и не быть агрессивным к этому «другому», жизненную ситуацию в которой человек находится, правильно оценить ее и свои возможности в ней.

 


Развивающая социально-коррекционная программа «Умей творить»

 

        Развитие ручного творчества (рукоделия) может является эффективным «гимнастическим снарядом» для общего развития детей. Через «ручную умелость» можно приобщать детей к культурному наследию, пробуждая скрытый талант, развивая их творческое и интуитивное мышление.

        Творчество учит детей фантазировать, креативно мыслить, развивает внимание, память, способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, учит конструированию, моделированию, воспитывает усидчивость, сосредоточенность, терпение.

        Основная идея программы «Умей творить» – вызвать интерес к изучению народного искусства России и народов мира, как неотъемлемой части культуры народа. Среди задач - развить творческие способности детей, сформировать высокий интеллект и духовность через изучение народного искусства.

        «Декоративно-прикладное искусство России направлено на знакомство с историей народной игрушки, технологией ее изготовления, применения и назначения. Игрушка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Работа над мягкой игрушкой является творческой деятельностью и развивает вкус. Декоративно–прикладное искусство народов мира имеет страноведческую направленность и ставит цель - познакомить с искусством, культурой разных народов мира. На занятиях программы ребята познакомятся и освоят начальные навыки техник: «изонить» (Англия) и «пэчворк» (Япония).

        «Пэчворк» - является видом рукоделия, при котором кусочки разных тканей закрепляются на пенопласте. В итоге получается цельное изделие, которое отличается уникальностью и красотой. Важно найти гармонию в цвете, чтобы изделие получилось изысканным.

        «Изонить» - как вид искусства впервые появился в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток, натянутых в определенном порядке на твердой основе. В настоящее время искусство «изонити» находит широкое применение для украшения предметов быта, для оформления интерьера, выполнения подарков и сувениров.

 


Ориентационные программы для подростков как вид профилактики поведенческих отклонений

 

                    Юношеский возраст представляет собой в буквальном смысле «третий мир», существующий между детством и взрослостью      и несет в себе внутренний кризис, содержание которого связано со становлением процессов самоопределения как профессионального, так и личностного.

           Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа «Я», открытие своего внутреннего мира. Перед юношами стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Это предполагает изменения, как в интеллектуальной сфере, так и развитие  мировоззрения и выработку жизненной позиции.

             Выбор направления жизненного пути в данном возрасте имеет важнейшее значение для формирования интереса к учебным предметам. Мотивы, связанные с будущим ученика, становятся теперь не только доминирующими, но и непосредственно побуждающими учебную деятельность.

             В работе над развитием новообразований у старших школьников, специалистами Центра применяются различные формы работы - деловые игры, тренинги, акции. Основная цель - помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе своего будущего, более осознанно подойти к нему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий. Данные формы работы наглядно демонстрируют причинно-следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, а  следовательно, убеждает участников ответственно отнестись к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость планирования своего будущего.


ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПЕРСПЕКТИВА»

Данный вид психологической игровой работы направлен на освоение, осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников. Применяемая нами деловая игра носит несложный сюжетный характер. В ней дети решают сугубо инструментальные задачи - планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но все действие в целом имеет некоторую игровую структуру, которая от этапа к этапу отслеживается и выдерживается ведущими. В результате ребята наглядно видят, проживают и  анализируют ближайшие пять лет своей жизни, осознают необходимость и последствия тех или иных решений и поступков и моделируют новый перспективный план.

  

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ.

 

             В пространстве Центра создается на некоторое время игровая среда, которая имеет собственное содержание, правила и намеченный результат. Важная особенность акции - ненавязчивость и необычность. Акцию можно провести как в условиях Центра, так и на улице. Ребятам предлагается, вступив в контакт, как с взрослыми людьми, так и со сверстниками, получить социологические данные на различные актуальные темы. Подростки в это время получают богатейший опыт общения на новом, официальном уровне со сверстниками, педагогами, администрацией учреждения, а также жителями города. Могут сами проанализировать результаты своей деятельности, сравнить мнения разных слоев общества, сделать выводы и познакомить с ними довольно большую аудиторию. Результатом акций являются настенные газеты, плакаты, стенды. В них ребята в виде диаграмм, цитат, коллажей отражают основную идею работы, знакомят с результатами соцопросов. Возможно использование интернета, когда на странице Центра выкладывается идея и результаты работы в ходе социальной акции.

 

Все вышеуказанные формы работы позволяют, используя потенциал подростков, развить новообразования, позволяющие молодым людям спокойно и достойно вступить во взрослую жизнь.

 

 

 


 

Насилие - проблема ценностей

 

       Насилие не является следствием эмоциональных травм в жизни мужчины или нехватки каких-то навыков… Насилие – это проблема ценностей, а не личностной психологии.

       Социально-коррекционные программы, разработанные специалистами Ресурсного центра для молодёжи основываются прежде всего на определении ценностных приоритетов, разграничении и понимании границ личностного пространства и свободы выбора. Участвуя в программах молодые люди имеют возможность отработать навыки ненасильственного поведения, получают возможность выбора своих действий с четким пониманием того, что они делают.

Как правило, мужчины не являются добровольными клиентами, поэтому включение мужчин («предполагаемых» насильников) в тренинговые тематические занятия, косвенно затрагивающие проблему насилия, является эффективной «превентивной» формой работы снижения насильственной компоненты в развитии потенциальных семейных отношений.

        В этом плане программа «Чтоб быть мужчиной, мало им родиться» наиболее продуктивна в работе с молодёжью – студентами старших курсов средних специальных учебных заведений. На занятиях программы молодые люди в тренинговой форме разбирают темы, представляющие наибольший интерес для участников - «Контакты», «Противоречия», «Мужские качества», «Причины семейных конфликтов» и другие. Наиболее конструктивными методами работы с данной целевой категорией, как показывает практика, являются: мозговой штурм, ролевая игра, элементы психодрамы, визуализация.

Именно в неформальной обстановке участники тренингов ярко раскрываются в ресурсном плане, отстаивают свою точку зрения, «погружаются» в игровые ситуации. Каждый может приобрести для себя ценный опыт, который проявит свою ценность в их будущей жизни. 

 


От консультанта Телефона доверия…

 

       К подросткам часто относятся с некоторым пренебрежением — «это возраст такой, перебесится». На самом деле, проблемы подростков зачастую гораздо серьёзнее, чем кажется нам. А некоторые подростки выбирают самый трагичный способ решения своих проблем — суицид. Дети и подростки, которым непонятно - как в мире могут существовать радость, счастье, покой, когда им очень плохо, набирая номер Телефона доверия, не всегда откровенно заявляют о решении закончить жизнь. Но если такое случается, консультант старается вложить в разговор не только знания, но и душу. И всё, что говорится и хочется ещё сказать ребёнку в эти минуты отчаяния, звучит так:

       «Ты можешь прожить еще один день и еще одну ночь. Если не сделаешь этого шага. Да – этот день и эта ночь ничего не изменят. Но и ты уже будешь не в силах ничего изменить, если умрешь. Что скрывается за той гранью? Никто этого не знает. Быть может, ты захочешь, находясь там, изменить все, но будет уже поздно. Ты можешь что-либо менять, или предоставить эти изменения времени, только живя. Другого не дано.

       Твоя жизнь может быть счастливой или несчастной. Но это - не самое главное. По настоящему важно только одно. Твоя жизнь – это единственное, что ты имеешь. Понимаешь? Быть может ты думаешь, что обладаешь сотней других вещей в этом мире. Но многие из них были или будут и после того как ты умрешь. Жизнь – это единственная ценность. Несчастная или счастливая, плохая или хорошая. Какая бы она ни была – она только Твоя. Это – твое единственное достояние, твоя единственная ответственность, твоя единственная судьба.

       Каждый из нас зачем-то пришел на эту Землю. Кто-то для того, чтобы вершить великие дела, а кто-то только для того, чтобы понять какую-нибудь малую истину. Ты уверен, что завершил свои дела? Ты уверен, что выполнил свою задачу? Ты уверен, что сделал все, что смог сделать?

       Поверь - будущее существует. Оно может начаться сегодня. Через три минуты, через две, одну… Или завтра…»

 


Методика экспресс-диагностики суицидального риска "Сигнал"

 

          Педагогами-психологами Центра помощи семье изучается экспресс-диагностика «Сигнал». Метод относится к новому поколению психодиагностических инструментов, основанных на объективном измерении психофизиологических реакций. Суть методики заключается в регистрации времени реакции  диагностируемого на специальные стимулы при решении им определённых задач. Выполнена методика в виде компьютерной программы, которая даёт возможность за короткое время отличить готовность к истинно суицидальному поведению от демонстративно-шантажного поведения. Данная методика может применяться в случаях посттравматических расстройств, а также для решения задач профилактики, психотерапии и реабилитации суицида.   

 

 

Новая методика, новая игра, новое искусство

 

             В рамках программы «Бесстрашное детство» педагоги Центра помощи семье и детям г. Арзамаса внедряют в работу с детьми и подростками новые развивающие реабилитационные программы по методике «мозартика».

В «мозартике», в отличие от большинства развивающих игр, наиболее развивающей является ситуация естественной игры ребёнка, в процессе которой развивается логическое и образное мышление, и к тому же – стимулируется их синхронная работа. Несомненным плюсом этой методики является то, что она сочетается с любыми другими развивающими методиками.

«Мозартика» похожа на мозаику и паззлы, но её возможности намного шире. В «мозартике» каждая фигура – это часть художественного образа и вариантов складывания картины – миллионы, насколько позволит фантазия ребёнка.

«Мозартика» близка к рисованию и аппликации, но и здесь у «мозартики» множество преимуществ: выложенную картинку можно изменять сколько угодно, всё, из чего создаётся картина в «мозартике», изначально  красиво и наполнено разными эмоциональными и смысловыми оттенками. У каждой из игр «мозартики» свой особый художественный язык.

Даже выкладывая стереотипные  объекты, проигрывая приземлённые сюжеты, связанные с житейскими ситуациями, волнующими его, ребёнок очень быстро начинает отходить от стереотипов, увлекаясь игрой с цветом и светом. Постепенно, от занятия к занятию, ребёнок приходит к построению целостной модели, всё активнее используя своё творческое воображение. В процессе игры ребёнок создаёт в своих представлениях новое образное пространство, проекцией которого является выкладываемая во время игры образная картина-композиция, причем,  он ассоциативно связывает с ней и проигрывает различные сюжеты.

Основная реабилитационная задача, которая выполняется при использовании мозартикотерапии – это гармонизация и позитивизация индивидуальной картины мира у ребёнка.   

 

По материалам художника-дизайнера Полины Руссавской,  искусствоведа и кандидита педагогических наук Елены Бондаренко г. Москва

 

 

 

Социально-коррекционная программа "Я вижу мир"

 

             Специалистами  ГБУ «ЦСПСД г. Арзамаса» разработана новая программа по сенсорному развитию детей, направленная на снятие эмоционального и психологического напряжения, а также на коррекцию последствий посттравматического стресса. Систематические занятия с детьми по данной программе позволят снять тревожные невротические переживания, избавиться от страхов, создать эмоционально-спокойное состояние, вызвать приятные и эстетически значимые переживания. В процессе реабилитации у детей происходит общее оздоровление и укрепление организма, развитие нервной системы и когнитивных процессов.

 

 

 

 

Обучающий семинар «Организация помощи детям, подвергающимся жестокому обращению, в рамках деятельности групп дневного пребывания детей в Центре помощи семье…»

 

       Очередной обучающий семинар для специалистов учреждений социального обслуживания Нижегородской области состоялся 7 декабря в Центре помощи семье и детям г. Арзамаса в рамках региональной программы «Бесстрашное детство». Особый акцент был направлен на важность работы с родителями, а именно как построить эффективное взаимодействие с семьёй на основе семейно-ориентированного подхода, то есть активного участия родителей в процессе реабилитации, в выстраивании партнёрских отношений. За основу реализации программы помощи семье взята работа специалистов в команде, которая направлена на формирование единого взгляда специалистов на трудности и ресурсы семьи. Очень разнообразили работу участников активные формы психологической работы – выработка алгоритма программы помощи семье, игры-погружения.

       Высказывания коллег: «Теория идет в ногу с практикой, слова не расходятся с делом…», «Благодарю за тренинг, почаще бы приезжать к Вам…», « Замотивировали на дальнейшую работу с семьёй на все 100%!».
 

 

Интерактивный обучающий вебинар

 

            27 сентября заведующая консультативным отделением ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям» приняла участие в интерактивном обучающем вебинаре для руководителей - «Ротация кадров в службе Детского телефона доверия: как избежать ухода сотрудников». Вела вебинар Егорова Марина Оскаровна, президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, руководитель Российской ассоциации детских телефонов доверия. Обучение проводилось через сеть Интернет в режиме реального времени. Во время вебинара каждый из участников находился у своего компьютера и имел возможность задать интересующие вопросы по организации труда и профилактике профессионального выгорания консультантов.

 

Организация работы областной Школы телефонных консультантов «Детских телефонов доверия»

 

       Организация работы областной Школы телефонных консультантов «Детских телефонов доверия» и служб социально-психологического консультирования по телефону, формирование межведомственной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, работающих в сфере профилактики насилия и жестокого обращения в отношении детей - это часть основных мероприятия программы «Бесстрашное детство», которая активно реализуется в Нижегородской области.

       Слушатели Школы телефонных консультантов в результате обучения получили целостное представление о специфике работы нижегородской модели детского телефона доверия в системе сообщений о случае жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, занимались формированием навыков по распознаванию видов насилия над ребенком. В ходе семинара-тренинга «Особенности консультирования жертв сексуального насилия» консультанты телефона доверия познакомились с эффективной моделью выстраивания контакта с жертвой сексуального насилия, спецификой работы по данной проблеме, и рассмотрели алгоритм построения беседы консультанта с ребенком. Отдельной темой освещался вопрос профессионального выгорания и профессиональной поддержки консультантов детского телефона доверия.

        В рамках обучения междисциплинарных команд, на базе ресурсного центра ГУ «Центр социальной помощи семье и детям г.Арзамаса», были подготовлены и проведены обучающие семинары с руководителями, заместителями директоров учреждения, заведующими отделениями из 10 опорных учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области. На семинарах подробно рассматривались следующие вопросы:

  • Эффективные механизмы реализации проектной деятельности и процедуры контроля за достижением стратегических целей в условиях реализации программных мероприятий региональной программы «Бесстрашное детство».
  • Насилие в семье, как социальная проблема. Базовый материал основных понятий проблемы насилия и жестокого отношения к детям: цикл, виды насилия, социальные установки восприятия проблемы насилия, социально – психологический портрет семьи с признаками насилия.
  • Функции и содержание деятельности учреждений социальной защиты в работе с проблемой насилия. Методы социальной работы, направленные на выявление семей с проблемой насилия и жестокого обращения с детьми и работу с социально–дезадаптированными семьями».

        В ходе решения одной из основных задач программы «Бесстрашное детство» - «Развитие кадрового обеспечения системы профилактики насилия и жестокого обращения в отношении детей» - с 21 сентября начинают свою работу методические выезды в ГУ СРЦН «Золотой колос» Арзамасского района, в ГУ СРЦН «Улыбка» Заводского района г. Н.Новгорода, ГУ ОСРЦН «Бригантина».

 

Программа методического выезда состоит из 3-х основных блоков:

I блок – информационно-практический семинар для сотрудников учреждения,

II блок собеседование с руководителями и специалистами по вопросам организации работы,

III блок – организация консультаций с детьми и сотрудниками по запросу.

 

        Предполагается, что в результате совместной работы сотрудники данных учреждений получат практическую помощь в вопросах комплексной социально-психологической, социально – правовой, педагогической помощи детям – свидетелям насилия, жертвам насилия и жестокого обращения и их семьям.

Дальнейшее обучение междисциплинарных команд, осуществляемое в форме семинаров, тренингов, научно-практических конференций включает в себя следующие темы:

  • Семья, как адаптационный механизм. Профилактические формы работы по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми.
  • Методы восстановительных технологий в решении проблемы насилия и жестокого обращения с детьми.
  • Организация деятельности групп дневного пребывания детей - как форма помощи детям, подвергающимся жестокому обращению в семье. Формы и методы работы с родителями.
  • Современные подходы к оценке качества услуг. Система мотивации и методической поддержки сотрудников. Планирование работы по профилактике насилия в семье (на перспективу).

        Специалисты ресурсного центра ГУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Арзамас» участвуя в подготовке и проведении целевого обучения психологов и педагогов-психологов учреждений социального обслуживания готовы поделиться своим опытом работы по теме «Современные технологии построения программ ранней помощи детям и семьям социального риска». В рамках обучения будут подробно освещены следующие вопросы:

  • Семейно-центрированные программы раннего вмешательства
    • Влияние взаимодействия с окружением на развитие мозга ребенка.
    • Современные требования к программам медико-психологического сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста.
    • Опыт работы с родителями и детьми раннего возраста по программе «Я и мой малыш»
    • Диагностические методики, используемые психологом в работе по раннему вмешательству.
  • Технология психологического сопровождения семей группы риска, воспитывающих детей-дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
  • Инновационные технологии, направленные на развитие отношений в паре «родитель-ребенок»
    • Обзор современных технологий в работе с семьями.
    • Использование видео-технологии в консультировании и на групповых занятиях.
    • Применение технологии сенсорной реабилитации.
    • Нейройога. Технология проведения занятий.
    • Мозартика – возможности использования на занятиях.
  • Модель психологического сопровождения ребенка, пережившего насилие и жестокое обращение. Методы, используемые в различных психотерапевтических подходах: арт-терапия, телесноориентированная терапия танцевально-двигательная терапия.
  • Групповые профилактические программы для мужчин, как средство повышения культуры межличностного общения, формирования неагрессивного поведения в семье и способов помощи себе в ситуации насилия. Система консультирования по изменению внутренней мотивации, способствующей долговременной коррекции поведения лиц, совершающих насилие.
  • Психологическая коррекция эмоционального состояния и созависимости женщин, испытывающих насилие в семье.

Подготовку программ и процесс обучения по целевой программе совместно осуществляют специалисты НРЦ «Детство без жестокости и насилия», ГУ «ЦСПСД г.Арзамаса, а так же партнеры – Институт психологии НГПУ и преподаватели ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П.Гайдара».

 

 Целевое обучение специалистов в рамках региональной программы «Бесстрашное детство»

 

     В рамках одного из основных направлений региональной программы «Бесстрашное детство» - развития кадрового обеспечения системы профилактики и предотвращения насилия и жестокого обращения в отношении детей организовано и проводится, согласно утвержденным планам, широкомасштабное целевое обучение специалистов.

     Обучение рассчитано на три категории: специалистов органов и учреждений региональной системы профилактики насилия и жестокого обращения в отношении детей, междисциплинарных команд специалистов органов и учреждений системы социальной защиты, а также на психологов системы социального обслуживания для работы с детьми – жертвами насилия или жестокого обращения.

     Организуют обучение НРЦ «Детство без жестокости и насилия» и ГУ «ЦСПСД г. Арзамаса», среди учреждений-партнёров – Институт психологии НГПУ и ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П. Гайдара».В рамках процесса обучения предусмотрены различные формы методической поддержки: обучающие семинары, методические выезды, тренинги по зональному принципу, научно-практические конференции.

 

 

В новом учебном году Центр продолжит работу по договорам с Арзамасским приборостроительным колледжем, Арзамасским коммерческо-техническим техникумом и Арзамасским медицинским колледжем, с которыми налажены давние и продуктивные партнёрские отношения.

На занятиях в рамках профилактических программ «Река жизни», «Жизнь +», «Дорога к другу», «Новые возможности» по выработке социальных навыков, необходимых для успешной самореализации подростков в современном мире, специалисты Центра будут использовать недавно приобретённые в рамках реализации региональной программы «Бесстрашное детство» программные комплексы:

«Экватор» - программа способствует снятию напряжения посредством произвольного повышения периферической температуры тела и использующийся в качестве программы психологического сопровождения, а также метода профилактики и коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений у детей и взрослых, пострадавших от насилия и жестокого обращения.

«Сталкер» - программа, разработанная в рамках когнитивного и психосоциального подходов профилактики, способствует формированию у детей среднего и старшего подросткового возраста социально-желаемых поведенческих навыков, наращиванию личностных ресурсов. Работа по программе «Сталкер» поможет подросткам сформировать навыки уверенного поведения в сложных ситуациях, развить систему мировоззрения и коммуникативные навыки, обеспечивающие личностный рост, осознать личную ответственность за свое поведение и выбор жизненного пути.

«Профи - III» - программа используется для диагностики личностных свойств детей и взрослых, и их склонностей, обеспечивает комплексную диагностику особенностей мотивационной, интеллектуальной и психоэмоциональной сфер.

 


 

      Специалистами Ресурсного Центра в рамках реализации региональной программы «Бесстрашное детство» разработаны и опробованы социально-коррекционные программы: «Река жизни» для подростков от 14 до 17 лет на развитие конструктивных навыков общения и умения предотвращать конфликтные ситуации. В программе рассматриваются также такие важные для подростков темы, как: «Выбор. Профилактика наркомании», «Любовь», «Насилие в нашей жизни». «Программа работы с мужчинами, арестованными в административном порядке за бытовые правонарушения» нацелена на предотвращение актов насилия в семьях через осознание мужчинами ложных стереотипов и стратегий поведения и принятие ими ответственности за насильственные действия. Тренинговая программа «Чтоб быть мужчиной, мало им родиться» адресована молодёжной студенческой аудитории. Среди ожидаемых результатов – приобретение навыков самоконтроля и повышение личностной самооценки. Все программы воспитывают у молодых людей силу воли, целеустремленность, самоконтроль, компетентность в общении и заставляют задуматься о том, какими они станут мужьями, жёнами, отцами и матерями. Заставляют задуматься о том, как можно стать счастливым и сделать счастливыми своих близких. 

 


 

     

     В Центре социальной помощи семье и детям г.  Арзамаса ведётся работа по подготовке к печати методического сборника – «Из опыта работы по оказанию комплексной помощи семье с целью предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми». Специалистами учреждения разработана примерная структура будущего сборника. Издание будет включать в себя несколько разделов и осветит всю систему работы Центра по оказанию комплексной помощи семье по предотвращению насилия и жестокого обращения в отношении детей: «Формы и технологии профилактической работы по проблеме насилия и жестокого обращения с детьми в учреждении социального обслуживания семьи и детей», «Социальная коррекция семейных отношений, ведущих к жестокому обращению с детьми», « Формы и методы поддержания взаимодействия социальных структур в целях совершенствования профилактической направленности обеспечения безопасной семейной среды для несовершеннолетних», «Современные подходы к оценке качества предоставляемых учреждениями услуг». По замыслу специалистов Центра методическое пособие должно стать незаменимым помощником для специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей в работе по предотвращению насилия и жестокого обращения в отношении детей.

 


 

     В соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 16 февраля 2011 года № 97 «Об утверждении региональной программы «Бесстрашное детство» начата реализация новой региональной программы. В настоящее время в Центре помощи семье и детям г. Арзамаса разрабатываются и утверждаются нормативные документы в связи со статусом ресурсного центра в рамках реализации данной программы. В 2011 году учреждению будет выделено 2 млн. 330 тыс. рублей на приобретение оборудования, обучение специалистов и выпуск методических материалов.

  


 

 

Региональная программа Нижегородской области «Бесстрашное детство» стала победителем третьего конкурсного отбора Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по программе Фонда «Защитим детей от насилия на 2011 – 2013 годы».

 

Целью программы является снижение уровня насилия над детьми и жестокого обращения в отношении детей, реабилитация детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств.

 

Среди основных задач программы:

  • организация ранней профилактики насилия над детьми, повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям;
  • совершенствование системы выявления, учета и мониторинга случаев насилия в отношении детей;
  • развитие системы социальной помощи и реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения.

 


 

 

       В рамках реализации региональной программы «Бесстрашное детство», в ГУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Арзамаса» 16. 06. 2011г. состоялся второй семинар обучения специалистов системы социальной защиты населения, социального обслуживания семьи и детей. В семинаре приняли участие 23 представителя учреждений социальной защиты Нижегородской области. Ведущая семинара, психолог консультативного отделения Токарева И.Н. освещала тему «Насилие в семье как социальная проблема». В целях обобщения и координации опыта на семинаре рассматривался базовый материал основных понятий проблемы насилия и жестокого отношения к детям, цикл, виды насилия, социальные установки восприятия проблемы насилия, социально – психологический портрет семьи с признаками насилия.

 

«Любовь есть утверждение жизни…»
Н. Бердяев

 

       Основу развития любого человека составляют его переживания ребёнком среды своего обитания и себя в этой среде. Если эти переживания позитивны, среда обладает развивающим эффектом и в ней возможна реализация и укрепление психического и психологического здоровья ребёнка. Известно, что помимо потребностей в еде, тепле, заботе, человеку присущи три базовые потребности: в познании того мира, куда он попал, в любви и установлении контактов с людьми, в понимании самого себя и своего места среди людей и в мире природы. Эти потребности помогают реализовать себя как человека. Всё, что препятствует удовлетворению этих потребностей, есть насилие, в результате чего возникают различного рода нарушения в психическом и физическом здоровье.

       Ребёнок в общении со взрослыми и под их постоянным руководством и влиянием постепенно овладевает разнообразными видами деятельности, отношений, способами поведения, приобретает жизненный опыт, учится быть человеком. Поэтому так важно, какие взрослые окружают ребёнка, прежде всего в семье, а также в детском саду, школе, в обществе в целом.

       К сожалению, в настоящее время мы наблюдаем беспрецедентный рост насилия и жестокости. Насилие проявляется как в обществе в целом, так и в отдельной семье. Цель насилия - господство и контроль путём оскорбления, запугивания, шантажа и др. Многие дети и подростки постоянно живут и растут при негативных социальных, психологических и экономических явлениях. У детей всё более возрастает глубокая неудовлетворённость потребности в личностном общении со взрослыми, обида на их безразличие и непонимание. Всё это ведёт к повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, неустойчивой самооценке, к сложностям в общении, к предрасположенности к асоциальным поступкам. В «зону риска» загоняют ребёнка взрослые, которые не выполняют своих обязанностей по отношению к детям. Защита детей от разных негативных явлений современной жизни – первейшая задача нас, взрослых, потому что они – наше будущее!

       В Центре помощи семье начата реализация региональной программы «Бесстрашное детство», которая стала победителем третьего конкурсного отбора Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по программе Фонда «Защитим детей о насилия!». Среди основных целей программы - формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия и жестокого обращения к детям, профилактика насилия и жестокого обращения к детям, развитие видов социальной помощи и реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения.

 


  

В этом году Центр социальной помощи семье и детям будет реализовывать новую программу летнего социально-оздоровительного лагеря «По радуге детства».

Среди основных задач программы:

  • формирование у детей навыков ненасильственного поведения;
  • воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности к окружающим;
  • формирование ценностных установок к здоровому образу жизни;

 

Программа лагеря будет включать в себя три направления:

  • оздоровительное направление - реализуется через утреннюю гимнастику, спортивные соревнования, занятий на гимнастическом комплексе и витаминизацию питания
  • гражданско-патриотическое реализуется через групповые занятия в рамках подпрограмм отрядной деятельности, проведение тренингов, больших психологических игр и общих лагерных мероприятий
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности - реализуется через групповые занятия в рамках подпрограмм отрядной деятельности, мастер-классы, экскурсии, презентации.
     

 


 

17 мая отмечается Международный день Детского телефона доверия

 

       К Международному дню Детского телефона доверия в Центре помощи семье были проведены рекламно-информационные и просветительские мероприятия:

  1. Акция (27.04.11г.) по распространению рекламно-информационных буклетов о Детском телефоне доверия и о региональной программе «Бесстрашное детство» во время проведения IV межрегиональной православной выставки-ярмарки «Нижегородский край – земля Серафима Саровского»: распространено около 100 буклетов.
  2. Урок-тренинг (29.04.11г.) на доверие «Звонок другу» - для подростков, посещающих социально-коррекционные программы Центра, на котором произошло информирование подростков о предназначении и работе ТД, истории возникновения первого телефона доверия, качествах и принципах работы консультантов и мотивация на обращение за помощью в трудных жизненных ситуациях на ТД.
  3. Анкетирование студентов средних специальных учебных заведений: 98% подростков знают, что в случае возникновения любых проблем можно обратиться на ТД, 90% опрошенных высказали доверие «взрослому специалисту» ТД. Из предлагаемых вариантов ситуаций-обращений на ТД, на 1-м месте – проблема детско-родительских отношений, на 2-м – взаимоотношения с противоположным полом, на 3-м – внешняя угроза.
  4. Горячая линия (12.05.11г.), во время которой на обращения граждан и детей ответили специалисты: психотерапевт (8 звонков), проблематика – одиночество, психосоматические проявления, взаимоотношения со сверстниками, незапланированная беременность, священник (10 звонков), проблематика – потребность в общении с доброжелательным взрослым, взаимоотношения со сверстниками, первая любовь, старший помощник прокурора (8 звонков), проблематика – нарушения трудового законодательства, соблюдение коллективного договора, социальная адаптация, экстренная ситуация, психолог (6 звонков), проблематика – детско-родительские отношения, взаимоотношения со сверстниками, первая любовь, потребность быть выслушанным.

 


 

Создание сайта ·  SolarTime