Министерство социальной политики
Нижегородской области

Адрес: г. Арзамас, улица 2-ая Вокзальная, 1А

Телефон (83147) 9-76-94, 6-28-57

E-mail: uszn40@soc.arz.nnov.ru

Об учреждении

Лето-2017

   

Карта сайта

Проект "Семья - всему начало"

Фокус-группа.

      В ходе фокус-группы, проходившей на последнем занятии по программе «Семейная гимназия» для родителей, воспитывающих гиперактивных детей, взрослым участникам было предложено оценить, насколько информация, которую давали ведущие, оказалась для них полной и актуальной. Большинство участников заявили, что удовлетворены полученной информацией – на 80 и более процентов. Кроме того, родители изъявили желание продолжить совместную работу для совершенствования своих достижений. На заключительном круге родители заявили о том, что с помощью работы над собой им удалось понять, что: « проблемы с ребенком возникают из-за разногласий взрослых», «наказания должны быть значимыми для ребенка, но не физическими и не унижающими», «правильное распределение ролей в семье помогает справляться с жизненными трудностями». Очень понравился родителям стиль изложения и преподнесения информации. Совместные занятия с детьми позволили родителям увидеть и исправить свои ошибки во взаимодействии с детьми, а разученные техники массажа и элементы нейройоги были настоящим открытием новых возможностей. Примерами положительных изменений в семьях, произошедших в результате обучения родителей и детей можно назвать: введение новых правил, перераспределение обязанностей, совместные игры родителей и детей, применение родителями разученных техник в сложных конфликтных ситуациях. Итогом совместной работы педагогов и родителей можно считать значительное улучшение отношений в семьях.
      С начала следующего учебного года ведущие программы вновь приглашают на занятия родителей, испытывающих трудности во взаимодействии и воспитании своих детей, научиться правилам и техникам взаимодействия со своими чадами и попробовать изменить ситуации в своих семьях к лучшему.

 


Итоги работы группы «Семейная гимназия» в 2010 году.


       В рамках реализации проекта «Семья – всему начало!» в Центре социальной помощи семье и детям с января по май 2010 года был проведен второй цикл занятий по программе «Семейная гимназия» для родителей, воспитывающих гиперактивных детей. Наиболее устойчивыми и сложными для коррекции проблемами, встречающимися у детей дошкольного возраста, были: чрезмерная активность, раздражительность и рассеянность. С родителями и детьми были проведены 2 объединенных занятия, на которых родители получили возможность отработать умения и навыки, приобретенные в процессе занятий. Особенность этих занятий состояла в том, что родители общались и занимались не с родными детьми.
       На занятиях родителям были продемонстрированы также способы сенсорного развития ребенка, элементы нейройоги, игрового массажа, мамы смогли отследить и объективно оценить особенности их взаимодействия с детьми. 3 семьи побывали на приеме у психотерапевта и у невропатолога из Нижнего Новгорода. Среди тем, предложенных родителям, наиболее значимыми оказались: « Наказания и поощрения», « Особенности воспитания единственного, старшего, среднего, младшего ребенка», « Семейные правила» и «Язык принятия».
       С детьми проводились занятия, направленные на сенсорное развитие и физическую реабилитацию ребенка. В результате дети освоили элементы нейройоги, дыхательные упражнения, самомассаж, упражнения на растяжение; выучили пальчиковые игры, стали лучше ориентироваться в пространстве, освоили части тела, улучшили координацию движений. На сегодняшний день специалисты отмечают улучшение показателей свойств внимания, снижение импульсивности. У детей стали отчетливее формироваться вкусовые, зрительные, тактильные, обонятельные и слуховые образы.

В результате анкетирования родителей было выявлено:

       1. Наиболее значимая информация: 30%- влияние навыков общения на «языке принятия» на взаимоотношения с ребенком;30%- правила семьи - необходимость, позволяющая ребенку адекватно развиваться; 25%- наказания и поощрения.
       Родительские открытия:
- единственного ребенка необходимо учить делиться, заботиться, терпеть;
- нужно быть с ребенком ласковее;
- необходимо соблюдать режим, но после 3 лет ребенок может обходиться без дневного сна;
- родители начинают воспитывать и развивать ребенка, когда он находится еще в утробе матери;
- многое зависит от того, как ребенок появился на свет;
- надо сначала изменить к лучшему себя, а потом «воспитывать ребенка».
       3. Что из пройденного стали применять дома:
- с помощью дыхательной гимнастики можно регулировать вспышки агрессии;
- ввели режим дня;
- установили и перераспределили семейные роли;
- стали больше общаться с ребенком.
       4. Изменения, произошедшие в семьях:
- появилось желание изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию в семье, а раньше хотелось вылечить ребенка;
- ребенок стал более спокойным, послушным и ответственным;
- отношения в семье стали более доверительными;
- проще стали находить общий язык с ребенком;
- легче стало добиваться исполнения правил;
- родители стали более уравновешенными;
- ребенок стал прислушиваться к мнению родителей;
- ввели новые правила.
       Дополнительно хотелось бы отметить тот факт, что среди семей – участниц группы была одна семья с приемным ребенком, которая проходила дополнительное обучение по программе работы с замещающими родителями.
 


Непослушные дети

 

Ошибки, с которыми сталкиваются родители
1. Разность подходов к воспитанию в семье (бабушки и дедушки, папы и мамы).
2. Недостаток эмоционального тепла.
3. Отсутствие знаний и навыков управления агрессией, неумение привить их детям.
4. Непоследовательность требований, предъявляемых ребенку.

Пути преодоления гиперактивности у детей
1. Обратиться к специалисту, который сможет помочь вашему ребенку и обучить вас. Это: психологи, психотерапевты, психоневрологи.
2. Составить список запретов и четко следовать ему.
3. Составить план: что надо проконтролировать сегодня, через неделю и т.д.
4. Работу с агрессией необходимо проводить регулярно (это улучшит эмоциональное и физическое состояние ребенка).
5. Установить четкий распорядок дня. Ребенок должен знать, когда и что ему делать (четкое планирование деятельности ребенка является лучшей профилактикой нарушений психики и деятельности нервной системы).
6. Больше времени общаться с ребенком, вникая в его проблемы, решая их вместе с ним. Играть с ним в детские игры.
7. Необходимо обучиться спокойному и мягкому общению со своим ребенком. При выполнении домашней работы, заданий недопустимы крики, приказания, а также восторженные интонации, громкие слова. Такой ребенок очень чувствителен к повышенному тону, и поэтому он быстро и эмоционально среагирует на то, что будет ему сказано. Это станет препятствием для дальнейших успешных действий.
 


Программы раннего вмешательства

 

        Продолжается обучение специалистов Центра в рамках программы по развитию «Служб раннего вмешательства» при поддержке компании КПМГ. Специалисты принимают активное участие в семинарах, посвященных психическому здоровью детей и поддержке молодых родителей. Семинары проводят международные консультанты: врач-невролог С.В. Довбня и клинический психолог Т.Ю. Морозова из Санкт-Петербурга. Социальные педагоги и психологи Центра получают необходимые знания, умения и навыки по диагностике и коррекции возможных нарушений в развитии детей от 0 до3 лет, учатся создавать программы помощи молодым семьям. Большое внимание в данной программе уделяется работе с видеоматериалами, записанными в семьях и представленными специалистами «пилотных площадок» из различных регионов Нижегородской области.
        Работа с видеоматериалами представляется создателями программы как инновационный и эффективный метод, так как родители наглядно видят все свои положительные и отрицательные моменты при взаимодействии с детьми, специалисты, в свою очередь, имеют возможность скорректировать свою деятельность, чтобы помощь семьям была действенной и высококвалифицированной. Благодаря совместной работе родителей и специалистов уже достигнуты первые результаты: выявлены затруднения родителей и идет процесс коррекции детско-родительского взаимодействия.
 


«Символ жизни и веры»


        Пасха – один из самых главных и долгожданных праздников для православных людей. На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам.
        История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным сторонам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Её победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он.
        Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Мария в подарок императору принесла простое куриное яйцо, т.к. ничего больше не имела. Яйцо всегда было символом жизни.
        Когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос вырвался из смертных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это так же невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало красным.
        С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.
 


Неуправляемые дети.


       Часто ли родители задумываются о причинах непослушания, капризности, неумения и нежелания подчиняться, прислушиваться к мнению взрослого их ребенка?... При этом краснеют за своих чад, ругают их, бьют, перестают разговаривать. Отношения портятся, и уже не только с ребенком, начинаются конфликты между родителями, бабушками и дедушками. Одни поддерживают позицию родителей или одного из них, другие – ребенка. Зачастую взрослые так и не находят «золотой середины», конфликты и проблемы внутри продолжают копиться и усугубляться. Причину видят естественно в ребенке, его водят к врачам, психологам, логопедам, педагогам. Результат - обычно непродолжительный или его вообще нет. Тогда родители ищут новых специалистов и начинают «лечить» заново. Как же поступить в подобной ситуации?
       Уважаемые родители, коллеги, справлялись ли вы с этой проблемой? Приглашаем вас поделиться своими мыслями, опытом на нашем сайте на форуме «Семья – всему начало!»
 


Программы раннего вмешательства.

 

       С 19 февраля в Центре помощи семье снова начата работа в группе поддержки для родителей с детьми от 0 до 3 лет по программе «Радость моя – малыш!».
       Занятия, включённые в программу, были скорректированы с учётом обучения, которое проходят специалисты Центра в рамках Проекта по развитию служб Раннего Вмешательства в Нижегородской области. Программы раннего вмешательства – программы помощи семьям (биологическим родителям или лицам их заменяющим) с детьми раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений. Это междисциплинарные, семейно центрированные программы, которые осуществляет команда специалистов. Родители (воспитатели ребенка) являются неотъемлемой частью команды. Программа помощи строится исходя из потребностей ребенка и семьи.
       Формирование близкой связи между родителями и ребёнком очень важно. Программы раннего вмешательства, одна из которых «Mellow Parenting» («Зрелое родительство») позволяют вовремя выявить трудности родителей и помогают безболезненно справиться с ними.
       Гармоничное развитие ребёнка происходит только при благоприятных и здоровых взаимоотношениях в семье. Рождение ребёнка и забота о нём дают возможность семье приобрести новые отношения, расти и меняться. Таким образом, получение молодыми родителями нового опыта, знаний и навыков поможет в развитии их детей и семей в целом.
       Работа в группе ведется в уже привычной для родителей активной тренинговой форме, но будет насыщена новыми нестандартными формами и методами. В занятия группы будет включена работа с различным видео и мультимедиа материалами (презентациями, обучающими фильмами, видео роликами). В новой группе запланировано обучение родителей технике «Baby massage» («Материнский массаж»), основанной на тактильном контакте – важнейшей составляющей ранних отношений с малышом. Данная техника даст возможность родителям научиться общаться с детьми, понимать их, и будет способствовать формированию привязанности.
       В рамках программы предполагается осуществление выходов педагогов-психологов, социальных педагогов и социальных работников в семьи для осуществления видеосъёмок детско-родительского взаимодействия для последующей совместной работы с полученными видео материалами. Данный аспект (использование видео – обратной связи) является необходимым в программе ICDP «Позитивное поддержание диалога». Для закрепления полученного родителями опыта, предусмотрены «домашние задания» родителям для того, чтобы попробовать новые навыки в домашней ситуации. Специалистами Центра будет подготовлен раздаточный материал для родителей с краткими рекомендациями по развитию и воспитанию детей и формированию здорового психологического климата внутри семьи.

 


          Завершает свою работу детско-родительская группа по программам «Семейная гимназия» для родителей  и «Я сам!» для семей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Родители овладевали техниками эффективного общения с детьми, приемами саморегуляции и освобождения от негативных эмоций,  методами развития внимания и эмоционально-волевой сферы у детей. Открытием для многих участников стали знания о том, как влияют родительские качества и стили воспитания на развитие детей.

           Дети, посещавшие одновременно со своими родителями программу «Я сам!», активно учились: шире различать свойства предметов, владеть своим телом, распознавать и управлять своими эмоциями. Особым качеством группы была ее творческая активность. К каждому занятию участники готовили творческие работы, которые выполнялись совместно с детьми. К концу цикла из них получилась целая выставка. С большим успехом прошли совместные занятия родителей с детьми, на которых ведущие использовали инновационные арттерапевтические техники.

На память об участии в программах каждая семья получит альбом с методическим материалом и фотографиями.  

 

          

 

                 

 


«Семейная гимназия»

 

     В последнее время педагогам-психологам все чаще приходится искать ответы на неоднозначные вопросы родителей: «Я не понимаю своего ребенка, что делать?», «Ребенок меня не желает слушать…», «Мы с женой не можем договориться, как воспитывать ребенка». Количество таких вопросов неуклонно растет. Для молодых семей с детьми дошкольного возраста с проблемой гиперактивности и дефицита внимания основным источником нарушения жизнедеятельности является перегрузка супругов, перенапряжение их сил, необходимость перестройки их духовных сил и эмоциональных взаимоотношений. Нарушения в жизнедеятельности семьи обычно приводят к неэффективности супругов как родителей.

     По результатам опросов родителей, участвующих в программе «Семейная гимназия», ориентированной на проблемы гиперактивности и являющейся постоянным источником конфликтов в семьях, неожиданным, но положительным результатом работы явилось восстановление супружеских взаимоотношений примерно у 28% супружеских пар. Взаимоотношения стали более конструктивными и гармоничными.

     Уважаемые коллеги! Специалисты ГУ «Центр социальной помощи семье и детям г.Арзамаса» приглашают Вас к диалогу по данной теме. Приглашаем поделиться своими мыслями, идеями и предложениями всех, кто занимается ранней профилактикой семейного неблагополучия. Откликнуться на наше предложение мы призываем и родителей и специалистов. Пишите нам на страницу «Вопрос-ответ», мы ждем и будем рады.

  


«Я и мой ребёнок»

 

      В рамках проекта «Семья - всему начало!» работает и является очень востребованной программа Центра социальной помощи семье и детям г. Арзамаса «Я и мой ребёнок» для родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В этом году группа в основном состоит из детей младшего дошкольного возраста и особый акцент в работе делается на том, чтобы научить детей позитивному ощущению своего тела. В будущем это умение будет способствовать развитию у детей необходимых адаптивных навыков, в том числе снятие мышечных зажимов.

В родительской группе особое внимание уделяется диагностике и коррекции стилей семейного взаимодействия, которые непосредственно связаны с формированием у детей привязанностей. Родители также учатся распознавать и правильно реагировать на потребности своих детей, и это в свою очередь помогает выстраиванию конструктивного взаимодействия в семьях в целом.

В работе с группой специалисты Центра применяется большое количество наглядного материала и рабочего инвентаря. К каждому участнику группы применяются индивидуальный подход и учитываются все его особенности.

 

                 

 


 


 

Создание сайта ·  SolarTime