Министерство социальной политики
Нижегородской области

Адрес: г. Арзамас, улица 2-ая Вокзальная, 1А

Телефон (83147) 9-76-94, 6-28-57

E-mail: uszn40@soc.arz.nnov.ru

Об учреждении

Лето-2017

   

Карта сайта

Архив "Воспитание" 2009

 

Подростковый возраст – сложный возраст

 

       Почему же взрослые так мало сегодня озабочены даже не предупреждением, а предвидением проблемы подросткового возраста?
       Подростковый возраст очень сложен и противоречив. В этот период складываются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, наращивания знаний, умений, становления «Я», обретения новой социальной позиции. Вместе с тем, подростковый возраст – это пора взросления, а период взрослости сопряжен с потерей детского мироощущения, появлением чувства тревожности и психологического дискомфорта. Этот возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами.
       Понимая, что подростковость несет с собой такие сложные проблемы, очень важно суметь их предвидеть и предупредить. Родителям сегодня следует активнее включаться в процесс взросления своих детей. Очень тесно переплетаются подростковые проблемы в судьбах своих родителей. Много негативных явлений возникают и проявляются только потому, что родители не всегда понимают, что воспитание – это тяжелый, ежедневный и ежечасный труд без выходных и перерывов. Важно родителям знать и истоки негативных тенденций в развитии подростка, связанные с поведением, позицией взрослого в семье. Например, такая воспитательная позиция родителей как отсутствие заботы и контроля со стороны взрослых, часто связанное с занятостью родителей. Подросток, испытывая чувство одиночества, непонимания и безразличия в семье, все больше начинает отдаляться от родителей и, как следствие, ожесточается, ищет поддержку и принятие у уличной компании сверстников, осваивая их ценности и нормы поведения. Речь идет о душевном тепле, об искреннем интересе к жизни ребенка со стороны взрослых, а ему так надо в свои 10-12 лет встать рядом в позицию «со»: совместности, сотрудничества, сопереживания...

       В этом возрасте подросток еще тянется к взрослому. Ведь свою защищенность дети испытывают тогда, когда рядом взрослый, можно протянуть руку и дотронуться, когда взрослый все помнит, все знает и все понимает. У подростков очень много проблем взросления, у родителей с взрослеющим подростком их еще больше, а решать эти ежедневные задачи можно только вместе.
       Ежегодно летний социально-оздоровительный лагерь на базе ГУ «Социальный приют для детей и подростков города Арзамаса» посещает более 50 подростков. Программы летнего лагеря «Домовичок», «У тебя ЕСТЬ выбор!», «Новые возможности» направлены на комплексную профилактическую работу с подростками и их родителями. Наша задача – привить жизненно необходимые навыки подросткам и способствовать их успешной социализации..


Психолог родителю: 100 ответов на родительские «Почему?»

 

(На вопросы родителей отвечают педагоги-психологи ГУ «РЦДПОВ г.Арзамаса»)

 

«Каждый день, одевая ребенка на прогулку, думаю о том, как сделать эту процедуру более легкой и радостной для меня и моего малыша. Подскажите, что делать?»

Марина М., мама 3-х летнего мальчика

 

        Предлагаем вниманию родителей несколько рекомендаций, которые помогут вам преуспеть в процессе обучения ребенка одеванию:

 

1. Продумайте гардероб ребенка

       Прежде, чем покупать одежду для ребенка, оденьте его мысленно. Выберите одежду, которую легко надевать, одежду, по крайней мере, на размер больше, с минимумом пуговиц и кнопок. Горловина у свитеров, маек и т.д. должна быть широкой, хорошо тянущейся - такой, чтобы не застревала на нежных ушках ребенка. Выбирайте то, что легко надеть и снять.

 

2. Одевая - обучайте

       Для того, чтобы добиться от ребенка взаимодействия при одевании, прежде всего установите с ним контакт на уровне глаз: одевайте ребенка на кровати, на сменном столике или, что надежнее всего, стоя на коленях на полу. Смотрите на малыша, разговаривайте с ним и напевайте. Можно затеять игру-одевание: " Мы обули правую ножку. Мы обули левую ножку. А теперь покачали-поболтали ножками". Напевайте песенку про то, что за чем надо надевать. "Сначала наденем наши трусики с майкой, трусики с майкой, трусики с майкой..." Поясняйте свои действия: "Где твоя маечка?" "Потом мы наденем носочки..." Называйте предметы одежды и показывайте, как их надо надевать. Если ваш трехлетний ребенок противится одеванию, воспользуйтесь отличительной особенностью этой возрастной ступени - тягой ребенка к фантазии. Выберите для инсценировки героев, симпатичных и Вам, и ребенку.

 

3. Показывайте пример в одевании

       Разложите одежду ребенка рядом со своей и надевайте ее вместе, предмет за предметом. Это подстегнет вяло одевающегося ребенка. Объявите "соревнование" - кто первым быстрее полностью оденется. Вскоре ваш неумейка будет ловко справляться с одеждой. Приучающемуся самостоятельно одеваться ребенку (возраст - три-четыре года) на первых порах требуется ваша помощь. "Ты наденешь рубашку, а я ее застегну".

 

4. Предоставляйте ребенку право выбора в магазине

       К четырем годам дети уже обычно обращают внимание на то, как они одеты. Берите детей с собой в магазин и предоставляйте им возможность выбора, когда покупаете одежду для них.

  


На консультацию к логопеду!

                                    

(Педагоги ГУ «РЦДПОВ г. Арзамаса» родителям)


     Развитие речи – значимый показатель психического развития ребенка, его социальной адаптированности. Очень важно для родителей вовремя заметить недостатки речевого развития своего малыша и обратиться к специалисту – логопеду.
  Предлагаем Вам оценить  развитие речи своего ребенка, используя значки «+» и «-«:


В 2-3 месяца
1. Начинает издавать звуки, если с ним беседует взрослый.
2. Улыбается, радуется появлению родителей.
В 3-6 месяцев
1. Гулит, смеется, внимательно смотрит в лицо взрослого.
В 6-9 месяцев
1.Издает звуки «м-м-м», «с-с-с», слоги похожие на «ма», «ба», «ла».
2. Реагирует на слова взрослого, тянет ручки на фразу мамы: «Иди ко мне!».
В 9-12 месяцев
1. Имитирует цепочки слогов «ма-ма», «да-да», подражает покашливанию, цоканью.
2. Узнает названия знакомых предметов, понимает жест «пока-пока».
В 1-1,5 года
1. Произносит первые осмысленные слова.
В 1,5-3 года
1. Знает и называет некоторые имена людей и названия предметов.
2. Использует фразы и предложения из 2-3 слов.
В 3-4 года
1. Пересказывает истории, которые ему читают вслух.
2. Речь малыша понятна окружающим.
В 4 года – 5 лет
1. С первого раза произносит сложное слово.
2. Грамотно строит предложения.
3. Может интересно рассказывать о своих впечатлениях.
4. Использует в речи сравнения и обобщения.
В 5-6 лет
1. Правильно произносит все звуки.
2. Не путает звуки: р-л, с-ш, з-ж, ч-ть, сь-щ.
3. Учится читать, складывает буквы в слоги.
4. Правильно держит карандаш.
В 7-10 лет
1. Не путает буквы при письме.
2. Не допускает огромного количества ошибок в письменных работах.
3. Легко обучается чтению.
 

При хотя бы одном отрицательном ответе приводите ребенка на консультацию к логопеду!
 


Отличайте своеволие от детской безответственности

 

        Ребенка нельзя наказывать за поведение, в котором нет злостного непослушания. Имейте в виду, что если он забыл накормить собаку, убрать кровать или вынести мусор, или потерял велосипед, то это типичное для детей поведение. Вероятнее всего, здесь действует механизм защиты незрелого сознания от забот и тягот взрослой жизни. Поэтому будьте сдержанны, когда учите его уму-разуму. Если он не следует вашим терпеливым наставлениям, тогда можно прибегнуть к хорошо известным мерам (например, он может заработать деньги, которых стоила потерянная или испорченная вещь; можно запретить ему пользоваться такими вещами и т.д.). Итак, помните: детская безответственность – это совсем не то же самое, что злостное непослушание; она требует куда более терпеливого отношения.

 

По материалам статей Джеймса Добсона

 


Психолог родителю: 100 ответов на родительские «Почему?»

                                     

 (на вопросы родителей отвечают педагоги-психологи ГУ «РЦДПОВ г.Арзамаса»)

 
 

        «Скоро страна переходит на летнее время. Снова часовая стрелка в один момент убежит на час вперед. Как избежать негативных последствий нарушения режима дня ребенка? »

                                                                       Ольга П., мама двухлетнего малыша

      

       С переходом на зимнее и летнее время каждый год частенько слышишь негодования мам и пап по всему миру «Опять режим малыша нарушать!». Особенно это отражается на детском сне. Предлагаем несколько идей, как пережить переход на новое время, что бы для ребенка он остался незамеченным, а родители не страдали от сбоя в режиме их чада.
       Переход на новое время влияет на всех нас, но еще сильнее влияет на нас то, что ребенок просыпается в 5 вместо 6 или укладывается спать в 22, а не в 21. Обычно «часы организма» перестраиваются за неделю, а эти полезные советы подскажут, как вернуть деток в привычный режим.


Переход на летнее время


       1) Точно так же как мы переводим стрелки часов вперед, мы можем переводить «часы ребенка» вперед. В течение одной недели укладывайте ребенка спать на 10 минут раньше. Например: малыш обычно ложиться спать в 19 вечера. В день, когда на часах – 20.00, организм ребенка уже готов ко сну. Положите его спать в 19.50. На следующий день – 19.40 и так далее. К концу недели ребенок снова будет ложиться спать в 19.00.
       2) Используйте плотные шторы на окнах и в вечернее время почитайте сказки или проведите спокойный вечер. Такая хитрость поможет малышу думать, что уже темно и перестроить свои «часы».
       3) Получите удовольствие от мысли, что утром у вас все же будет дополнительный час сна.
       4) Не воюйте с карапузом! В течение первой недели все наладиться и вы вернетесь в привычный режим.
     5) Всегда помните, что переутомленного ребенка сложнее успокоить и уложить спать, поэтому постепенное изменение режима лучше переносится «часиками» детского организма.

 

Переход на зимнее время


      1) Точно так же как мы переводим стрелки часов назад, мы можем переводить «часы ребенка» назад. В течение одной недели укладывайте ребенка спать на 10 минут позже. Например: малыш обычно ложиться спать в 19 вечера. В день, когда на часах – 18.00, организм ребенка уже готов ко сну. Положите его спать в 18.10. На следующий день - 18.20 и так далее. К концу недели ребенок снова будет ложиться спать в 19.00.
      2) В течение одной недели сами отправляйтесь спать раньше – вы так же как и малыш будете уставать.
      3) Не воюйте с карапузом! В течение первой недели все наладиться и вы вернетесь в привычный режим.
    4) Всегда помните, что переутомленного ребенка сложнее успокоить и уложить спать, поэтому постепенное изменение режима лучше переносится «часиками» детского организма.
 


 

Психолог родителю: 100 ответов на родительские «Почему?»

                                    

(на вопросы родителей отвечают педагоги-психологи ГУ «РЦДПОВ г.Арзамаса»)

 

Моему сыну пять с половиной лет. Он боится темноты, передергивает плечами, обнюхивает пальцы. Появились проблемы в садике - начал драться с другими детьми. Воспитатели относятся настороженно к моему ребёнку. Даже если он и не виноват, всё ровно наказывают его. Все говорят, что я плохо воспитываю сына, хотя дома драк у нас никогда не бывает. Ссоримся или ругаемся с мужем без присутствия ребёнка. Все его очень любим. Стараемся наказывать, если только он, того заслужит. Подскажите, что нам     делать?

Валентина П., мама 5-летнего сына

        

      Ваш сынишка сигнализирует о том, что с ним что-то происходит, что-то его волнует, тревожит. Страх темноты один их самых распространенных детских страхов, но здесь он соединяется с некоторыми невротическими проявлениями - подергивание плечами (похоже на тик) и проявление агрессивности. Когда малыш дерется с другими ребятами все камни летят в родительский огород, и похоже досталось здесь и Вам. Наверно, придется поднабраться терпения и постараться разобраться в этой ситуации. Не ругаться при ребенке - этого мало. Если в семье нет мира - малыш и так это почувствует, от его чуткого взгляда не укроется неприязнь и враждебное настроение окружающих. Прежде всего, постарайтесь наладить мир в семье. Положительная эмоциональная обстановка поможет снять внутреннее напряжение ребенка. Про наказания, формулировка очень расплывчатая "наказываем, если заслужил". Подумайте, в каких случаях и как Вы наказываете сына, действительно ли это было необходимо или наказание можно сменить другой воспитательной мерой. Порой бывает достаточно просто объяснения, почему делать то или иное нельзя. Ребенок способен понять и принять объяснения, кстати, после объяснения не возникает желание нарушить запрет, как это бывает после обычного наказания. Для тревожащегося малыша самое лучшее лекарство - это любовь и тепло мамы, ее безусловное принятие и ласка. Не скупитесь на похвалы и постоянно говорите сыну, что сильно любите его. Не бойтесь, это не значит заласкать ребенка, а наоборот, создать ему базис, основу, укрепить его уверенность в себе, в своих силах. Подумайте, все вокруг только ругают малыша, что он должен чувствовать? Обиду, непонимание, чувство отвержения всеми? Постарайтесь, чтобы стимуляция этих негативных переживаний не исходила от Вас. Вы должны быть опорой и защитой малыша. Поэтому, как больше можно телесных поглаживаний, объятий с ребенком, улыбайтесь ему почаще, радуйтесь его успехам, помогайте преодолевать трудности, не повышайте голос на него, не наказывайте, почаще смотрите ему в глазки, постарайтесь быть с ним нежной и искренней. Чтобы снять острое проявление волнения и тревоги у ребенка, походите на массаж. Также хорошо помогает рисование и проигрывание с помощью кукол ситуаций, пугающих мальчика или ситуаций, где он проявлял агрессивные реакции. Покажите ребенку эффективную стратегию поведения в том или ином случае, поменяйтесь ролями и снова разыграйте ситуацию.


«Будущий первоклассник»

 

          В жизни каждого малыша однажды наступает момент, когда нужно отправляться в школу. Одни дети ждут своего первого школьного дня с радостным ожиданием, другие – с некоторой настороженностью и тревогой. Что ждет их в школе? Как сложится их школьная жизнь?

             Психологи отмечают важность первых дней и месяцев ребенка в школе для формирования его положительного отношения к процессу обучения, успешной адаптации к новой жизни. В этой связи часто упоминается термин «Психологическая готовность к школе». Что же это такое?

             Часто родители считают, что для школьных успехов нужно, чтобы ребенок перед школой умел читать, считать, писать. Безусловно, эти навыки могут говорить о достаточно высоком уровне развития познавательной сферы ребенка, а могут поведать и о педагогическом усердии родителей. Но готовность к школе это не столько навыки чтения, счета и письма, сколько умение быть любознательным и внимательным, размышлять, запоминать, уметь общаться со сверстниками и учителем, подчиняться слову «надо».

          В 2007 году в ГУ «РЦДПОВ г. Арзамаса»  разработана и реализуется программа «Будущий первоклассник». Целевой группой этой программы являются дети с ограниченными возможностями дошкольного возраста, не посещающие детские образовательные учреждения, так называемые «домашние дети». На групповых занятиях дети получают свой первый опыт социального взаимодействия со сверстниками и педагогом. В игровой деятельности развиваются познавательные способности, умение контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

             В результате реализации программы «Будущий первоклассник» в 2007/08 году отмечается повышение уровня психологической готовности к школьному обучению у детей, посещавших занятия программы, все они с сентября 2008 года успешно обучаются в школе. В настоящее время работа по программе «Будущий первоклассник» ведется с новой группой детей.

 


 

Памятка родителям

 

Уважаемые родители!

 

         Пусть эта памятка поможет вам сделать процесс общения и воспитания вашего ребёнка радостным и действенным.

  • Не будьте безучастны к воспитанию вашего ребёнка.

  • Воспитывайте ребёнка не только словом, сколько собственным примером.

  • Уважайте в ребёнке человека, не позволяйте себе его унижать. Со временем это может плохо кончиться, особенно для вас.

  • Проявляйте сдержанность и вежливость, собранность и ответственность. Тем самым вы сможете получить зеркальное отражение в своём ребёнке вами проявляемых качеств.

  • Борясь с вредными привычками ребёнка, не забывайте бороться со своими вредными привычками.

  • Воспитывайте в мальчиках мужественность, в девочках – силу женственности.

  • Не бойтесь вопросов собственного ребёнка. Хуже, если он вам их не задаёт.

  • Проявляйте терпение в воспитании. Помните, что всходы дают плоды не сразу и только с хорошим уходом.

  • Не используйте в воспитании унижение, которое остаётся в памяти ребёнка надолго и возвращается словами: «А помнишь?...»

  • Учитесь радоваться успехам и достижениям своего ребёнка, но реально подходите к их оценке.

  • Любите своего ребёнка. И он ответит вам любовью.

  • Помните! Создавая положительные традиции своего дома сегодня, вы проецируете устои и нравы построения семейных отношений вашего ребёнка завтра.

    Специалисты ГУ "ЦСПСД"

     


 

 

Психолог родителю: 100 ответов на родительские «Почему?»

                                     

 (на вопросы родителей отвечают педагоги-психологи ГУ «РЦДПОВ г.Арзамаса»)

 
 

              «Мой сын учится в начальной школе. Домашние задания мы выполняем вместе каждый день до позднего вечера. Не скрою, для меня это испытание, когда над одним уроком приходится сидеть больше часа. Я раздражаюсь, кричу на сына. Такое ощущение, что нахожусь в замкнутом круге и не могу найти выход. Посоветуйте, как правильно распланировать процесс выполнения домашних заданий»  

Марина Н. мама 8-летнего сына

 

  Если вы вдвоем сидите над тетрадью уже битый час, а ребенку все никак не удается не только усвоить, но и даже повторить простейшее правило, если вы раздражаетесь, не можете сдержаться, выходите из себя и повышаете голос – значит, в вашей совместной работе над домашними заданиями наступил кризис. В такой ситуации не стоит настаивать на своем – не кричите и не требуйте повторить все снова и снова. Просто закройте учебник или тетрадь и займитесь чем-нибудь другим – вы сможете вернуться к заданиям чуть позже или следующим утром. Когда родители все время раздражаются и негодуют, домашние задания рискуют превратиться в источник всеобщего напряжения. А дети в результате станут испытывать постоянное чувство вины и могут вообще потерять желание работать, потому что будут бояться вновь нас разочаровать. Если, помогая ребенку с уроками, родители постоянно чувствуют нетерпение и выходят из себя, стоит перепоручить эту ежедневную обязанность другому взрослому, например студенту-репетитору или кому-то из родственников – им будет проще держать дистанцию, необходимую для рабочих отношений.

           Лучшее время для выполнения домашних заданий – с 15 до 17–18 часов. Что делать, если уже поздно, а ребенок еще чего-то не сделал? Сегодня – ничего: вы этого просто не успели. Можно попробовать вернуться к недоделанному с утра, встав пораньше или повторив задание по дороге в школу. А вот длительность занятий может быть разной: у каждого ребенка свой ритм, разным бывает и объем заданий. В 8–12 лет идеальное время для работы – полчаса без перерыва. Сверх этого времени детям трудно концентрироваться. Поэтому необходимы перерывы – 5–10 минут, за которые ребенок может расслабиться, изменить позу, снять напряжение зрения. Можно выпить стакан сока, съесть яблоко или дольку шоколада.

           Не стоит сидеть с ребенком и следить за каждым движением его руки. Контролируя любой его шаг, мы лишаем его возможности стать самостоятельнее, снимаем с него ответственность.  

            Еще одно правило: не решайте за него, а учите ставить правильные вопросы, чтобы продвигаться в своих рассуждениях и решать задачи самому. Например: «Что нужно сделать, чтобы разделить это число на два?»; «Ты хочешь проспрягать этот глагол, а знаешь, к какому спряжению он относится?» В результате ребенок почувствует радость и подъем от того, что смог выполнить задание сам. Одновременно он учится находить собственный метод работы, быть самостоятельным.

          Если у вас нет возможности быть рядом каждый день, договоритесь о правилах выполнения домашних заданий. Например, ребенок самостоятельно делает чтение и простые упражнения, а вы, вернувшись с работы, проверите сделанное и будете рядом, пока он доделает остальное. Не заставляйте ребенка переписывать все, если в работе обнаружились какие-то непринципиальные ошибки. Просто научите его аккуратно их исправлять в уже выполненном задании. В некоторых семьях принято делать всю работу на черновике: родители проверяют ее вечером, и ближе к ночи полусонный ребенок переписывает задания набело. На черновике можно потренироваться в написании отдельных букв и слов, посчитать в столбик или решить задачу. Но не нужно, выполнять начерно все упражнение по русскому языку, чтобы потом переписывать его в тетрадь.

            Помните! Главное – научить ребенка учиться самостоятельно и тогда учение будет для него источником успеха.

 


  

Правила воспитания

 

          На Телефон доверия 4-07-07 обращаются люди разного возраста и по самым разным проблемам. Одной из самых актуальных тем является тема воспитания детей, в частности, родители задают вопрос о поощрении и наказании.

         Наказание, по мнению родителей – один из главных рычагов воспитания. Так ли это?

          1) Есть много самых разных способов наказания. Но смысл наказания заключается не в их количество и форме, а в отношении ребенка к наказывающему, т.е. во взаимоотношениях между родителями и детьми. Чтобы наказание достигло цели научить ребенка правильному поведению нужно, чтобы ребенок любил родителей и доверял им.

         2) При чрезмерном злоупотреблении наказание может превратиться в средство подавления или разрушения личности ребенка. Если за любую ошибку ребенка наказывать, он не только не научится правильному поведению, но будет бояться того, кто наказывает, и будет стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. В результате у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности, т.е. заниженная самооценка.

          3) Очень действенным приемом воспитания, которым обязательно должны пользоваться родители, является похвала. При разумном применении оно поможет родителям воспитать в ребенке чувство уверенности и собственной значимости.

          Некоторые считают, что если хвалить детей, они станут высокомерными. Скорее наоборот, такими дети становятся, если им мало говорили приятного о них самих и их поступках. Если все делать правильно, перехвалить ребенка нельзя.

           Родители должны помнить 3 правила, помогающие научить детей хорошему поведению:

          Правило первое: показывайте детям пример хорошего поведения и сами ведите себя так, как Вы хотите, чтобы вели себя они.

          Правило второе: поведение должно иметь последствия, которые научат детей отличать дурное от хорошего. Последствия, наступающие после хорошего поведения, называются поощрением, после плохого – наказанием.

         Правило третье: на что больше всего обращаешь внимание, то и получаешь. Одна из важных задач родителей – «поймать» ребенка за хорошим поведением. Похвала в этом случае становится стимулом хорошего поведения.

         Итак, дисциплина, поощрение и наказание – это важные составляющие благополучной семьи.

 


 

Мальчики и девочки

 

       Половые различия детей по сей день недооцениваются отечественной педагогикой. И в детском саду, и в школе к ребенку относятся так, словно он бесполый. Безусловно, возрастные и индивидуальные различия перекрывают особенности, связанные с полом ребенка, но их игнорирование может приводить к отклонениям в его психосексуальном развитии.

       Все начинается до рождения ребенка. Малыша пока нет, а будущие родители задумываются о том, кто это будет – мальчик или девочка. Дети, еще до своего появления на свет, по-разному ведут себя в организме матери. Мальчишки активнее, сильнее «толкаются», а девочки ведут себя значительно спокойнее.

      Как только становится известен пол ребенка, у родителей возникает к нему отношение как к мальчику или девочке. Оно отражается и на подборе приданого младенцу (девочке – розовое, мальчику – голубое), убранстве детской, выборе игрушек. Наконец, свершилось! Ребенок уже с вами. Главное в этот момент – понять: пол ребенка во многом должен определять стиль общения с ним уже на первом году жизни. Редко кто делает это сознательно.

     K трем месяцам различия в поведении мальчиков и девочек становятся еще заметнее. Мальчики лучше реагируют на яркие краски, новые предметы. Девочкам больше нравится ласковое приговаривание, поглаживание.

     Собственное тело так же интересно для ребенка, как и все остальное вокруг. Мы умиляемся, наблюдая, как малыш перебирает и разглядывает собственные пальчики, помогаем ему достать и «попробовать на вкус» собственную пяточку. Тревога возникает тогда, когда маленький исследователь обнаруживает собственные половые органы. Что делать? Во-первых, соблюдать спокойствие. Ни в коем случае не одергивать, тем более не шлепать по рукам. Чем сильнее раздражитель, тем глубже откладывается событие в эмоциональной памяти. Во-вторых, помнить, что период самоисследования закономерен и необходим. Он пройдет сам по себе. Если нужно, мягко отвлечь ребенка, занять ручки новой игрушкой. И обязательно следить за чистотой тела, одежками, которые должны быть достаточно просторными и удобными для малыша.

      Половые различия в поведении мальчиков и девочек обнаруживаются уже в начале второго года жизни. Девочки менее охотно отходят от матери, чаще оглядываются и возвращаются назад. Если на их пути оказывается препятствие, бегут к маме за помощью. Мальчики же в аналогичной ситуации пытаются преодолеть преграду самостоятельно и только потом, в случае неудачи, ищут помощи. На втором году жизни ребенок уже знает, кто он: мальчик или девочка. В этом возрасте ребенок не определяет пол куклы, копии обнаженного человека, ориентируясь на физиологические признаки. Ему проще отличить девочку от мальчика по одежде, длине волос, чертам лица, голосу.

      Маленький ребенок лишь со временем постигает мысль о том, что девочки, вырастая, становятся тетями, мамами, а мальчики превращаются в дядей, становятся папами.

      Игры дошкольников, как правило, отражают традиционные взгляды на роль мужчины и женщины в обществе.

    Трудно точно указать возраст, когда. ваш ребенок впервые задаст вопросы, приводящие в замешательство многих взрослых: чем девочки отличаются от мальчиков, откуда берутся маленькие дети, как они появляются на свет... Подобные вопросы возникают в возрасте 2-3 лет. Это естественная потребность ребенка. Долг взрослого – ее удовлетворить. К концу дошкольного детства ребенок должен располагать минимумом знаний. В них нет места голой физиологии либо сексуальной технике. Это должен быть рассказ о любви и человеческих отношениях. Обо всем можно рассказать и спокойно, и целомудренно, и правдиво, и интересно – на уровне понимания ребенка. Этим мы страхуем его от случайных «знатоков», которые могут нанести непоправимый вред психическому здоровью.

 

По материалам статьи из журнала «Игра и дети», май 2007 г.

 


  

Психолог родителю: 100 ответов на родительские «Почему?»

                                     
 (на вопросы родителей отвечают педагоги-психологи ГУ «РЦДПОВ г.Арзамаса»)
 

Много смотреть телевизор – вредно!

 

   Наш пятилетний ребёнок пристрастился к телевизору. Смотрит разные мультфильмы и развлекательные программы. А когда показывают боевики или ужастики, ребёнка просто невозможно оттащить от экрана. Как влияет телевизор на растущий организм ребёнка и как отучить от телемании?

 

            Застывшие, с неподвижным, устремленным в экран взглядом, глухие к словам, непохожие на самих себя – так телевизор преображает наших детей. Многие из них часами просиживают перед экраном, и родители знают об этом. И чувствуют себя одновременно виноватыми и обеспокоенными: они не в силах оторвать сына или дочь от завораживающего потока телекартинок и при этом интуитивно догадываются об их разрушительном воздействии на психику ребенка. Между тем сегодня ученые всего мира единодушны: злоупотребление телевизором наносит вред,  отрицательно сказывается на здоровье и поведении детей.

 Во-первых, телевизор сковывает фантазию ребёнка. Во время длительных просмотров воображение ребенка отключается!   Во – вторых, чрезмерный просмотр телевизора нарушает их сон.            В - третьих, большинство детей, проводящих перед экраном более четырех часов ежедневно, более тучные, чем те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день. В чем тут дело? В недостатке физической активности, в рекламе, пропагандирующей калорийную пищу и в негативном влиянии телевизора на сон: недостаток сна непосредственно воздействует на механизмы пищеварения и усвоения жиров. Кроме того, дети привыкают к сидячему образу жизни, который сохраняется в будущем.

Результатом длительного сидения у телевизора может явиться ухудшение взаимоотношения  детей с родителями. Они становятся малопослушными, на требования или просьбы родителей оторваться от телевизора реагируют скандалом, слезами.  Дети настолько вживаются в мир, показываемый по ТВ, что его они впитывают в свою душу и стремятся жить по его заповедям. ТВ вольно или невольно кодирует поведение ребенка и подростка, заставляя жить по законам этого мира. У него вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления.  

 

Как защитить детей от телемании

            

Уберечь своего ребёнка от телевизионной зависимости возможно. Нужно всего лишь проявить характер и немного здравого смысла.

 

  • Никакого телевизора до 1 года и не более 1 час в день до окончания подросткового возраста. Категорически не допускается телевизор в комнате ребёнка, независимо от возраста.
  • Не включайте телевизор до ухода в школу, детский сад. Дети перевозбуждаются от раннего просмотра и умственно «раскисают» чуть ли не на все утро.
  • Следите за тем, какие передачи смотрит ребёнок и сколько времени проводит перед экраном. По данным разных исследований, дети, которые смотрят только образовательные программы, легче адаптируются в социуме, лучше успевают в школе и обладают более богатым словарным запасом.
  • Убеждайте своим личным примером. Родители сами страдающие телеманией, вряд ли сумеют отучить от нее ребёнка. А сделать это необходимо, особенно в младшем возрасте – не только из-за вредного воздействия на мозг, но и потому, что привычки усваиваются рано.
  • Отдавая предпочтение дискуссии, тем не менее твердо говорите «нет». Например, следует помнить, что сцены насилия и жестокости в выпусках новостей и документальных сюжетах более травматичны, чем в игровых фильмах. Подростки, разумеется, будут требовать, чтобы родители им доверяли. Но доверять можно лишь при условии, что ребёнок соблюдает оговоренные ограничения.
  • Наблюдайте за тем, что взволновало ребёнка, и говорите с ним об этом. Лучшее противоядие – воспитывать в ребёнке правильное восприятие экранных изображений, посвящая его в технические подробности.

 


Советы детского психолога

 

Все мы, родители, конечно же, стремимся к тому, чтобы у нас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы мы для них были примером и авторитетом, чтобы в семье царили любовь и взаимоуважение. Но ваши устремления достигнут цели, если вы:

 

  • Знаете, что доверие — основное правило.
  • Всегда своим детям говорите правду.
  • Стараетесь быть примером для ребенка.
  • Уважаете ребенка, как личность, имеющую право на свою точку зрения.
  • Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
  • Советуетесь с ребенком.
  • Не ставите целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
  • Постоянно читаете вслух своему ребенку.
  • Осуждая ребенка за проступок, вспоминаете себя в его возрасте.
  • Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом.
  • Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.
 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

 

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому

Родители - пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова - легко толкнуть

Детей на нехороший путь!

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом!!!

 


 


 

Создание сайта ·  SolarTime