Министерство социальной политики
Нижегородской области

Адрес: г. Арзамас, улица 2-ая Вокзальная, 1А

Телефон (83147) 9-76-94, 6-28-57

E-mail: uszn40@soc.arz.nnov.ru

Об учреждении

Лето-2017

   

Карта сайта

 

 

   

 

Свято-Николаевский женский монастырь

В последней четверти XVI века в самом центре Арзамаса на главной Соборной площади был поставлен женский монастырь, освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца. Строителем монастыря был арзамасец Феофилакт Яковлев. Первым храмом монастыря стал храм во имя Святителя Николая. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. Тот же игумен Сергий подал Феофилакту Яковлеву мысль об устройстве женской обители при храме. Тогда отец Феофилакт для нужд будущей обители построил еще теплую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, колокольню и кельи для тридцати сестер. Так было положено начало первой женской обители в Арзамасе, которая от образа Николая Чудотворца стала называться Никольской. Дважды за свою историю – в 1650 и 1726 годах – монастырь выгорал дотла. Однако благодаря стараниям игумений, неустанным трудам сестер, пожертвованиям жителей города, Никольский девичий монастырь восстанавливался вновь. В 1738 году в монастыре была построена новая холодная каменная церковь Святителя Николая Чудотворца. Узорчатые карнизы и наличники окон, крыльцо и терраса с южной стороны делали фасад храма особенно нарядным. Храм славился своей прекрасной акустикой. А в 1777 году деревянная Богоявленская церковь также была заменена каменной.  В XIX веке в Арзамасе процветали самые разнообразные женские рукоделия. Около 1840 года в Николаевском монастыре появился новый промысел: там стали вязать ботинки и сапожки из разноцветной шерсти с узорами в виде цветов и листьев. Все арзамасские модницы хотели иметь такую нарядную обувь, монастырь был буквально завален заказами и вскоре это рукоделие переняли городские девицы и женщины. В 1860-х годах такие ботинки вязали по 10.000 и более пар в год, этот товар увозили во все города России. Так Николаевский монастырь дал городу новый промысел.   После 1928 года монастырь был закрыт. Кельи были переданы под жилье, а церковные здания постепенно ветшали и разрушались. В 1994 году монастырь был возвращен Церкви, в нем стала возрождаться монашеская жизнь. 

СОЛ с дневным пребыванием" Олимпийское лето" 

 

 

 


Чудотворная икона с горы Афон

 

 

Существует такое предание: 11 июля 980 года молодой монах молился в келье на Святой Горе Афон перед образом Божией Матери "Милующая". К нему явился под видом инока Архангел Гавриил и научил новой песни в честь Божией Матери. Икона получила новое название - "Достойно есть",  по началу песни, преподанной Архангелом. Она была перенесена в Карею (столицу Афона) в Протатскую церковь, и прославилась многими чудесами.

Список с чудотворной иконы «Достойно есть», в то время еще не известной в России, настоятель Русского Пантелеймонова монастыря на святой горе Афонской архимандрит Герасим прислал через Елабужского купца Кирилла Ивановича Стахеева настоятельнице Арзамасской Алексеевской обители Прасковье Александровне Щетининой в 1853 году. Кирилл Иванович в вечное поминовение своего рода пожертвовал также для этой иконы серебряную с позолотой ризу, которую сестры Алексеевской общины украсили жемчугом и каменьями.

С приходом Советской власти начался процесс разграбления и разрушения этой обители, а осенью 1924 года решением Губернского исполкома было принято постановление о закрытии монастыря. Сестер выселили в Николаевский монастырь,  а храмы со временем были поруганы и осквернены. Пострадала и икона Божией Матери "Достойно есть". Драгоценную ризу сняли, а саму икону разрубили топором. Особенно богоборцы изувечили лик Пресвятой Богородицы.

Образ был найден в 1997 году жителями города в хозпостройке старинного дома и принесен в монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаза Богородицы.

В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того, как сестры взяли ее на крестный ход. Буквально на следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижней церкви Богоявленского храма Свято-Николаевского монастыря. Вскоре произошло еще одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог поругаем не бывает.

 

СОЛ с дневным пребыванием" Олимпийское лето" 

 

 

 


Успенский пост

   Успе́нский пост (в просторечии Спасовка, Спасы, Госпожинки, Оспожинки, Спожинки) — православный пост, установленный в память Успения Пресвятой Богородицы, один из четырёх многодневных постов церковного года. Соблюдается с 1 [14] августа по 15 [28] августа включительно и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

     Успенский пост - единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

    Как и во время любого православного поста, в Успенский пост важно не только телесное воздержание, но и духовное, то есть нужно стараться не предаваться шумным развлечениям, не ссориться.

       Согласно церковному уставу, в эти дни строгость трапезы такая же, как и в Великий пост, то есть исключаются мясные, молочные продукты и яйца, а рыба разрешается только в праздник Преображения Господня. Согласно некоторым монастырским уставам, предписывается:

 

Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы и созревающие в эту пору овощи и фрукты.

 

СОЛ с дневным пребыванием  "Команда твоего успеха"


Святой пророк Илья

 

Ильин день — последний летний праздник. Считается сердитым, даже опасным. Грозный белобородый старец Илья — повелитель дождей, грома и молний, разъезжающий на громыхающей колеснице и карающий неправедных. Одновременно Илья — щедрый, так как посылает на землю плодородие. Пророк Илья, один из самых «строгих пророков». Его молитвы, согласно Святому писанию, возвращали к жизни людей. Святой пророк Илия, родом из Фесвы (Палестина), был сыном Саваха из колена Левиина и жил в IX веке до Рождества Христова. По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение, что мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. Святой Илия был одним из самых пламенных ревнителей истинной веры и благочестия. Ильин день отмечают и другие православные народы, а также жители окрестностей горы Кармель — христиане, иудеи и мусульмане, которые почитают гору святым местом пророка Илии — на ней, согласно Священному Писанию, он скрывался, молился и победил жрецов Ваала. В отличие от многих других крупных славянских праздников, в Ильин день не совершалось сколь бы то ни было значительных обрядов; в то же время к нему приурочено множество верований, мифологических представлений, календарных и хозяйственных примет, запретов и т. п.

На Руси почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза («братчина») с закланием барана или быка, купленного в складчину. Кроме этого на Ильину братчину варили пиво или сусло. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодёжи, играми, хороводами и песнями. Организаторами Ильиной братчины, в отличие от других праздников, выступали мужчины. Множество при­мет и поговорок сопро­вождали этот день на Руси. С Ильина дня вода ос­тывает, купаться нельзя. «До Ильи мужик купает­ся, а с Ильи с рекой про­щается». И в наши дни после второго августа многие с опаской заходят в воду, так как, по пове­рью, с этого дня в воде правят нечисти. С Ильина дня мухи и комары перестают ку­саться, так что можно смело, не боясь укусов, отправляться на приро­ду, чтобы не упустить последних летних лучи­ков солнца. Еще одна примета гласит: после Ильи Пророка не ешь зем­лянику - сонным бу­дешь. А еще принято счи­тать, что с этого времени лист на деревьях желте­ет. В день памяти проро­ка Илии всегда идет дождь. Этот дождь бла­годатный нужно умыться целебным дож­дем, чтобы избавиться от болезней и сглаза.

 

 

СОЛ с дневным пребыванием  "Команда твоего успеха"

 

 


Самый древний и самый первый

 

Спасо-Преображенский мужской монастырь — древнейший в городе Арзамасе. Расположен он в центре города и входит сегодня в состав благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви.    Предполагается, что монастырь был основан как центр крещения языческой мордвы в Нижегородском Поволжье. В пользу этого предположения говорит высокий статус монастыря, который до 18 века всегда был в ведении Московской патриархии со времен Ивана Грозного, пожаловавшего монастырю свою Ивановскую вотчину с деревнями Чернухой, Ореховской и пустошью Блякиной, с пашнями, сенокосами, лесами и прочими угодьями.

В настоящее время в монастыре один действующий храм — церковь  в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и часовня в честь Спаса Нерукотворного образа. Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы находится в полуразрушенном состоянии, а Спасский собор — занят филиалом Государственного архива. Между тем, именно Спасский собор монастыря является самым старым из сохранившихся в Арзамасе и первым каменным строением города. Он был сооружен при первом царе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, в 1638-1643 годах, на берегу Святого озера. Удивительно, что в глухом лесном краю, когда на пограничных окраинах Русского государства даже крепости делались из дерева, появился каменный собор, тем более в далеко не столичном русском городке. Архитектурный стиль храма роднит его с церквями Великого Новгорода, который был прародиной одних из первых русских поселенцев Арзамаса, сосланных Иваном Грозным из Пскова и Новгорода Великого после окончательного покорения этих городов в 1580 году.

Сегодня в Арзамасе работает программа по восстановлению комплекса мужского Спасо-Преображенского монастыря.

 СОЛ с дневным пребыванием" Олимпийское лето" 


 Крещение Руси

Ежегодно весь православный мир России, Украины, Белоруссии отмечает памятную дату своей истории. В этот день князем Владимире Святославиче в 988 году, было осуществлено Крещение Руси (В дальнейшем, согласно вселенского патриаршего собора князь Владимир был причислен к лику святых и назван равноапостольным).

В России решением президента от 21 мая 2010 года, дата КРЕЩЕНИЯ Руси была включена в реестр памятных и праздничных дат России.
По традиции в этот день церковная служба всегда сопровождается крестным ходом, в котором принимают все высшие чины Православной церкви, а на поздравительной службе присутствуют первые лица государства.

Не смотря на то, что церковь по конституции отделена от государства и Российская Федерация является светским государством, по данным переписи населения 72% россиян считают себя православными христианами, поэтому данный день широко празднуется в народе.

День Крещения Руси – официальный религиозный праздник, включенный в реестр памятных и праздничных дат России. Не является выходным днем (если выпадает на будний день).

Принято считать, что христианство становится государственной религией Киевской Руси в 988 году. Однако христианизацию русских земель нельзя свести к единовременному акту, она продолжалась длительное время, сведения о ней порой принимают мифологическую окраску. Существует легенда о том, что христианство на русские земли принес апостол Андрей, который якобы на пути из Константинополя в Рим доехал по Днепру до Киева и Новгорода. Исследователи считают, что эта легенда появилась уже в XII в. для подтверждения идеи о раннем появлении христианства на Руси.

Другая легенда повествует о том, что Владимир посылал гонцов в разные страны для того, чтобы они ознакомились с существующими там религиями. Выслушав рассказы послов, Владимир склонился к принятию православия.

В действительности христианизация происходила на протяжении нескольких столетий и была обусловлена прежде всего политическими причинами. Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство приняли киевские князья Аскольд и Ольга.

В X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа.

 

Получение крещения от Византии также было не случайным. Киевскую Русь связывали с Византией более тесные торговые и культурные связи, чем с другими странами. Подчинение церкви государству, характерное для Византии, также импонировало княжеской власти. Принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке. Византии также было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала при этом союзника в борьбе за расширение своего влияния.


Почетный гражданин

Протоиерей Федор Владимирский родился в семье сельского псаломщика. После окончания Нижегородской духовной семинарии он преподавал Закон Божий в начальном училище, был членом правления духовного училища, судебным следователем и депутатом по духовному ведомству. В 1895 году отец Федор назначен благочинным первого Арзамасского церковного округа.  В 1899 году возводится в сан протоиерея и определяется на служение в Троицкий собор Арзамаса.

Отец Федор был не только уважаемым священником, но и известным в городе человеком. В 1899 году в год столетия со дня рождения А.С.Пушкина по его почину в Арзамасе закладывается обширная сосновая роща, которая известна многим, как Пушкинская.

С 1890 года возглавил начатое по его инициативе строительство водопровода, что было крайне необходимо для Арзамаса: горожане, особенно беднота, брали воду из прудов, в которые стекались все отбросы.

Благодаря трудолюбию и целеустремленности арзамасского протоиерея водопровод был пущен 22 января  1912 года. Открытию водопровода предшествовали: более трех десятилетий упорных трудов отца Фёдора по поиску воды, рытьё колодцев, и убеждения отцов города в необходимости его строительства. Отец Федор разыскал за городом Мокрый овраг, где было много родников с чистой водой, организовал их разработку,  уговаривал чиновников, вкладывал свои деньги, даже собственное имущество закладывал. Снискав большой  авторитет среди арзамасцев и нижегородцев, в январе 1907 года Федор Владимирский был избран депутатом от Нижегородской губернии II Государственной думы, став одним из ярких ее представителей.

Отец Федор дожил до установления советской власти. Троицкую церковь закрыли, но священника не тронули. Он жил в семье старшей дочери, служил по водопроводной части, получал персональную пенсию и тихо почил в 1932 году в возрасте 89 лет. Решением Арзамасской городской Думы 27 ноября 1996 года Фёдору Ивановичу Владимирскому присвоено звание «Почетный гражданин города Арзамаса».

 

 


Арзамас - родина патриарха Сергия

15 мая 2014 года исполнилось 70 лет со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Московского и  Всея Руси Сергия (Страгородского) – уроженца Арзамаса.

Патриарх Сергий (Страгородский)… До недавних пор это имя было мало известно тем, кто незнаком с историей церкви. Немногие краеведы помнили, что Арзамас является родиной патриарха. Почти отсутствовала информация о нем.

Между тем даже перечисление основных вех его биографии вызывает интерес: известный духовный писатель, миссионер в Японии, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, Митрополит Нижегородский, Патриарх Московский и Всея Руси. Его жизнь пришлась на разлом двух столетий, служение — на время уничтожения святынь и разрушения храмов.

Деятельность Митрополита Сергия вызывала неоднозначную реакцию. Одни считали его яркой и многогранной личностью, авторитетным богословом, крупным церковным и общественным деятелем, который сумел в сложных и трагических обстоятельствах сохранить Русскую Православную Церковь, уберечь ее от разгрома и уничтожения. Другие говорили, что он совершил акт «предательства» интересов Церкви, добровольно и безоговорочно сдал ее в «сладкий плен безбожного государства».

Время все расставило по местам. Русская Православная Церковь выжила, обрела свое место в новом обществе: открываются заброшенные храмы и возрождаются монастыри, Ангел-хранитель веры и церкви – так теперь называют Святейшего патриарха Сергия (Страгородского).
       Патриарх Сергий связан с нашим городом не только местом рождения. В 1943 г. он обратился в Правительство СССР с просьбой открыть для богослужения Арзамасский Воскресенский собор, который был и остается главным символом нашего города.

  Сегодня в Арзамасе многое делается для увековечения памяти патриарха. Одна из городских площадей носит имя Сергия Страгородского. В здании магистрата разместился  Патриарший музей, на открытие которого дал благословение патриарх Алексий II. Это единственный в России музей, рассказывающий о жизни и деятельности всех патриархов.

   Мудрый пастырь, великий богослов, истинный патриот России, почитающий национальные святыни и дела своих предков — таким был Святейший патриарх Сергий. И сегодня мы с гордостью говорим: «Арзамас – родина патриарха Московского и всея Руси Сергия».

 


 Илья Муромец – Святой богатырь

 

         Угодник Божий преподобный Илья Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю – 19 декабря (старый стиль), 1 января (новый стиль).

        Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.

        Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии - кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

       В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца.

        Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

       В наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание, в том числе и среди нецерковных людей. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Божию. Хотелось бы научиться от преп. Илии удивительной трезвости и рассудительности, благодаря которой мы смогли бы, как и он, будучи велики и способны в земных делах, не забывать и о Царствии Небесном.


Преподобный Серафим Саровский

 

           21 июля 2014 года  в Центре социальной помощи семье и детям г. Арзамаса состоялась встреча ребят, посещающих социально-оздоровительный лагерь по программе «Команда твоего успеха» с отцом Александром, иереем арзамасской церкви в честь Сошествия Святого Духа, помощником Благочинного г.Арзамаса по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями благочинного округа города Арзамаса.

1 августа (19 июля по старому стилю) православная церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского, именно этому  святому и была посвящена встреча. Перед началом беседы, ребята приложились к иконе Серафима Саровского. Отец Александр рассказал детям о жизни батюшки Серафима.

Преподобный Серафим Саровский (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин), великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

 В семнадцать лет юноша окончательно решил оставить мир, и мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни. Два года он подвизался в Саровской Успенской пустыни, известной строгостью выполнения иноческого устава и затем, 18 августа 1786 года принял постриг с именем Серафим, что значит, «пламенный». Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке.

За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения, и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу — это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами богоносный старец встречал каждого, кто к нему приходил.

Знание того, что любые испытания приходят к нам от Бога, неустанный подвиг и необъяснимая, всеобъемлющая любовь к каждому человеку сделали преподобного великим подвижником, чье имя просияло на всю страну. Сегодня к мощам святого по-прежнему нескончаемым потоком стекаются верующие люди, которые по молитвам преподобного получают помощь от Бога.


 Про Петра и Февронию 

Ребята, посещающие социально-оздоровительный лагерь ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям города Арзамаса», 15 июля 2014 г.посетилибиблиотеку № 7. Экскурсия была приурочена к празднику День Петра и Февронии. По-другому праздник называется «День семьи, любви и верности». Историю жизни святых ребята узнали из фильма, который  показали сотрудники библиотеки.

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивой, благочестивой и доброй девушкой. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж. Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им. Благоверные князь Петр и княгиня Феврония. В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 8 июля (по новому стилю) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году. Ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.  Детям сотрудники библиотеки в ходе экскурсии, кроме истории жизни святых, рассказали о традициях и обычаях, связанных с этим праздником.  

 

СОЛ с дневным пребыванием  "Команда твоего успеха"



 

Преподобный Сергий Радонежский – заступник земли Русской

 

    18 июля – православный праздник Обре́тения честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского. 

     Сергий Радонежский – монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра). Святой  необычайно много сделалдля Русской церкви и для государства.  Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный  и считается величайшим подвижником земли Русской.

Основной первичный источник сведений о нем – «житие, написанное его учеником Епифанием Премудрым», которое входит в «число вершин русской агиографии» и «является ценнейшим источником сведений о жизни Московской Руси XIV века».       «Преподобный отец  Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария», - сообщает Епифаний Премудрый. Будущий святой получил при крещении имя Варфоломей в честь апостола Варфоломея.      Кирилл и Мария, родители преподобного, имели трех сыновей: «первый Стефан, второй – этот Варфоломей, третий Петр…». Юного Варфоломея отдали обучаться грамоте. «Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию». Как сообщает Епифаний, еще до достижения двенадцатилетнего возраста Варфоломей «стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом и водой; по ночам часто бодрствовал и молился», что послужило источником некоторых разногласий между сыном и матерью, которую беспокоили такие подвиги ее сына. Через какое-то время сильно обедневшая семья была вынуждена  перебраться в город Радонеж. Еще при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решил постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей. Следуя распространенному в то время на Руси обычаю принимать иночество под старость, незадолго до смерти родители приняли сначала иноческий постриг, а потом и схимну в Хотьково-Покровском монастыре.     «Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь енедолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец, где и построил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые заглубленные и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского. Прошли долгие годы, прежде чем Русь победила всех своих недругов, объединилась и стала сильной и богатой. Много для этого сделали русские люд, и одним их них был Сергий Радонежский. Он пришел на поросшую лесом гору Маковицу никому не известным юношей, а стал в Свято-Троицком монастыре прославленным русским праведником. Его сейчас знает каждый.  В целях сохранения культурных и нравственных ценностей, укрепления духовного единства российского народа в июле 2014 г. запланированы праздничные мероприятия, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

 

СОЛ с дневным пребыванием "Город полезных привычек" 


Чудотворная святыня 

 

В Свято-Николаевском женском монастыре города Арзамаса хранится Икона Божией Матери, именуемая «Избавление от бед страждущих». Сегодня этот чудотворный образ известен далеко за пределами нашего города. В 1997 году в Свято-Николаевский женский монастырь две жительницы Арзамаса принесли икону, точнее сказать, темную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда понять, что на ней изображено, было не возможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранились непригодные для храма иконы. Однажды настоятельница монастыря игуменья Георгия (Федотова), разбираясь в запаснике, повелела эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице. Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы – шею Матери Божией и ручку Богомладенца.  В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Богородицы и Спасителя. Вот только название иконы разобрать, не удавалось. Как-то в Никольский монастырь приехала одна рижская монахиня. Увидев икону, она предположила, что это образ Божьей Матери, именуемый «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестер монастыря не предал этому значения, и вспомнили они эти слова только летом 2001 года, когда очистилась надпись. Каждую неделю, кроме Великого поста, пред иконой Богородицы, именуемой «Избавление от бед страждущих» в монастыре читается акафист. Зафиксировано множество чудес по молитвам перед иконой Божией Матери, именуемой «Избавление от бед страждущих». В монастыре есть тетрадь, куда прихожане записывают свои истории чудесного избавления от недугов и бед. Кроме этого, ежегодно в обитель приходит около 3000 писем с просьбами помолиться перед этой иконой. Сегодня икона «Избавление от бед страждущих» является большой святыней, к которой съезжаются ежегодно тысячи паломников. Люди прибывают сюда со всех концов света, чтобы попросить у Божьей Матери избавления от бед и страданий, помолится о здравии своих детей, об избавлении от разных болезней, пьянства. Здесь можно услышать многочисленные рассказы о чудесных исцелениях, о Божественной помощи. Появление в Арзамасе иконы «Избавление от бед страждущих» подобно настоящему святому чуду, которые в наши дни случаются все реже.

СОЛ с дневным пребыванием" Олимпийское лето" 

 

 

 

 

 

 


День Петра и Павла

 

  

День памяти двух апостолов Петра и Павла известен со времен раннего христианства.   В Православной церкви празднику предшествует Петров пост, что лишний раз подчеркивает его важность в годовом богослужебном круге. Так в чем же смысл столь особенного, необыкновенного выделения праздника святых Петра и Павла? Почему память об этих людях, живших две тысячи лет назад, так сильно воздействует на нашу душу и вдохновляет на христианскую жизнь?  Апостол Петр  был простым рыбаком, бедным, почти неграмотным. Но в душе его жила пламенная вера и страх Божий, которые позволили ему по первому же слову Спасителя оставить все: свое ремесло, дом, имущество, даже семью – и пойти за Христом. Совсем другим человеком был апостол Павел. Он происходил из знатной семьи, имел почетное римское гражданство, был фарисеем. Он был великолепно образован и сведущ в античной мудрости. У него была большая власть: он имел особые полномочия от первосвященника  преследовать христиан и предавать их на  казнь. Однако все это он делал по своей пламенное ревности к Богу, и поэтому, когда Сам Господь Иисус Христос открылся ему, он стал на защиту Церкви.  Апостолы Петр и Павел понесли огромные труды и претерпели неимоверные страдания. Петр проповедовал с такой силой, что разум обращал ко Христу по три и даже по пять тысяч человек, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал умерших.

      Апостол Павел совершал непрестанные путешествия для проповеди Евангелия. Своей мудростью и красноречием он обращал тысячи людей ко Христу. «Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум, - говорится в стихире праздника. «Петрова твердость» - это мужество в исповедании веры и в страданиях.  «Павлов разум» - это та мудрость, которая вот уже две тысячи лет привлекает к Богу сердца людей. Достаточно почитать послания апостола Павла, чтобы убедиться, что он действительно имеет «ум Христов». Они сохраняли глубочайшее смирение и покаяние. В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде в 1185 году.

       Восстанавливая памятники церковного зодчества, мы возрождаем человеческие души, возрождаем историю – отметил благочинный Арзамаса иерей Давид Покровский. В настоящее время действует десять приходов. Но этого количества недостаточно для города, в праздничные и выходные дни храмы переполнены прихожанами. Обделены духовным вниманием и спальные микрорайоны города. Поэтому в планах благочиния – строительство новых храмов.  В этом году арзамасцы активно включились в проект по строительству храма в честь апостолов Петра и Павла на улице Чехова. Это будет деревянная церковь  вместимостью порядка 500 человек, при которой будут располагаться воскресная школа и другие объекты духовного  просвещения.

СОЛ с дневным пребыванием "Город полезных привычек"

 


Монахиня - Алена Арзамасская  

 

Алена Арзамасская родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом. Известно, что ещё в молодости её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот прожил недолго, и вскоре она стала вдовой. От нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание.  В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд из 300—400 человек,  с ним она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. После этого повела отряды численностью до 700 человек от Арзамаса к Шацку, затем повернула и взяла Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском. В отряде насчитывалось более 2000 повстанцев.    30 ноября 1670 года войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено. 4 декабря Алёна была захвачена в Темникове воеводой Ю. А. Долгоруковым. После пыток её осудили к сожжению в срубе как разбойницу.    Казнь Алёны привлекла внимание современников-иностранцев (И. Ю. Марций). Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша». Фриш пишет: «Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним заодно, подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви. Алена продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися солдатами. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука».

 

СОЛ с дневным пребыванием  "Команда твоего успеха"

 


 Жемчужина Арзамаса

 

 

       В середине XIX века великолепие храмов города Арзамаса во многом превосходило любые церковные постройки тех времен в других городах. Даже московские храмы, в сравнении с церквями Арзамаса, выглядели как скромные, провинциальные здания, и этого мнения придерживались современники тех лет. Церковь Рождества Христова в нашем городе по праву считается одной из наиболее красивых. Именно ее признают венцом творения знаменитого архитектора Константина Тона, прославленного в веках проектом Храма Христа Спасителя для Москвы.  Своим появлением храм обязан арзамасскому купцу Александру Михайловичу Заяшникову (1794-1846). Будучи поначалу бедным мещанином, он разбогател на откупных операциях и нажил миллионное состояние. Младшая дочь купца, Евдокия, будучи невестой, получила от отца приданное в 50 тысяч рублей. Дело оставалось за малым – найти жениха. Однако 25 августа 1845г. она внезапно умерла, и скорбящий отец решил всю сумму приданного истратить на постройку храма. Обет был дан, заказан план церкви у архитектора К.А. Тона, но видеть его исполнение Александру Михайловичу не пришлось. 4 ноября 1846г. он умер, и строительство перешло под ведение его жены. Вскоре церковь Рождества Христова была построена. Она была увенчана пятью куполами, крытыми белым железом, с главами и крестами, вызолоченными через огонь. Великолепный иконостас блистал золотом. Над ним потрудился известный строительством Воскресенского арзамасского собора архитектор Михаил Петрович Коринфский (Веренцов), который руководил мастерской позолотчиков, резчиков и т.п. Увы, но Церковь Рождества Христова не достояла до наших дней в первозданном виде. Первая волна ликвидации церквей в XX веке ее не коснулась. Она была закрыта только в 1940 году, оставшись последней городской церковью тех лет, где совершалось богослужение. Несмотря на протесты православной общины, 7 апреля 1940 г. Арзамасский горсовет постановил закрытый храм Рождества Христова передать хлебобулочному комбинату под механизированную пекарню. В настоящее время храм Рождества Христова отреставрирован и передан верующим. Здесь очень необычный фарфоровый иконостас и много редких икон. Не смотря на то, что реставраторы так и не смогли повторить все великолепие отделки церкви Рождества Христова, этот храм является одним из самых красивых в арзамасском ансамбле.

СОЛ с дневным пребыванием" Олимпийское лето" 

 Церковь Святого Духа

В рамках программы социального туризма дети детского социально-оздоровительного лагеря «Город полезных привычек» побывали на экскурсии в церкви Святого Духа храме, который был освящен трижды — в момент завершения строительства, после капитального ремонта и переделки, и после возвращения верующим и Епархии. Приход церкви в честь Святого Духа расположен в городе Арзамасе Нижегородской области. Входит в состав благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви.      Церковь находится на месте древнего Троицкого мужского  "особного" монастыря, известного еще с 1626 г. Главный монастырский храм был посвящен Живоначальной Троице и имел придел в честь преподобного Александра Свирского. В народе он именовался "Черной Троицей" для отличия от стоявшей неподалеку одноименной приходской церкви и называвшейся "Белой Троицей".      После указа Екатерины Великой об учреждении монастырских штатов монастырь был закрыт, а его церкви обращены в приходские. К этому времени Троицкий храм сильно обветшал, так что в нем почти невозможно было служить. Священник его – Пантелеимон Иванов вместе с прихожанами просил церковные власти позволить им построить новую каменную церковь. 28 марта 1766 г. разрешение было получено. Новый храм строился долго – около 15 лет. Освящение главного престола совершилось в 1777 году. В 1833 г. храм был переименован в Свято-Духовской.  Через несколько лет после революции, 8 мая 1929 г., церковь в числе первых в городе была закрыта и передана под типографию Промкомбината. Колокольню сломали наполовину, купол снесли, само здание изменили пристройками. В 1995 г. типографию перенесли в новое здание, а церковь передали общине верующих "Кипарис". Первое богослужение после капитального ремонта совершилось уже 17 декабря 1995 г. на праздник великомученицы Варвары. Много труда, сил и энергии понадобилось настоятелю храма – молодому священнику, выпускнику Московской духовной семинарии, Сергию Жулину, чтобы восстановить благолепие Дома Божия. Несмотря на сложные условия для проведения богослужения, Духовская церковь стала одной из любимых в городе. 

 

СОЛ с дневным пребыванием "Город полезных привычек"

                                                                         «Свет души»

Ребята, отдыхающие  в социально-оздоровительном лагере по программе  «Команда твоего успеха» ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям города Арзамаса»,  посетили православную встречу под названием «Свет души», которая состоялась 25 июня 2014г. в Центральной городской библиотеке им. А.М. Горького. Целью данного мероприятия было приобщение детей к народной культуре, развитие их духовного мира и нравственных качеств. Ребята подготовили и показали свои творческие номера, продемонстрировали поделки на православную тему, которые с усердием подготавливали на протяжении смены на занятиях «Творческой мастерской»  и «Академии мастерства». Также ребята подготовили рассказ о том, что в нашем тихом и уютном городке под названием Арзамас Нижегородской области есть довольно-таки уникальная, в своём роде, Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Обитель которой была воздвигнута на месте, где ранее была расположена Зосимовская церковь. Раокботы по возведению данного храма были закончены к 1802 году. Проект, выполненный в стиле и духе классицизма, являет собой лаконичный и законченный силуэт, который было бы сложно выделить из множества других церквей, возводимых по всей России в конце XVIII — начале XIX веков, если бы не двусветный четверик, который увенчивает ротонда с окнами округлой формы. Алтарь данной церкви, выполненный в полукруглой форме, не отличался особенным размером или богатством убранства, хотя следы былой роскоши проглядываются и поныне. Небольшая трапезная и довольно высокая колокольня, которую венчает необычно широкий шпиль, довершают общий вид Церкви Владимирской иконы Божией Матери в городе Арзамас. Постепенно к храму, со стороны трапезной, были пристроены приделы Димитрия Ростовского, а затем и Соловецких Чудотворцев. Церковь Владимирской иконы Божией Матери входит в состав благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви.  В заключение участники мероприятия познакомились с жизнью Сергия Радонежского, Девы Марии, узнали много нового об иконах Богородицы. Большое впечатление на ребят произвел фильм «Арзамас город на холмах», в котором прослеживалась православная история родного города.  Встреча оказалась очень полезной для детей, ведь проведенные беседы заставляют задуматься о своих поступках, о любви к близким и к Родине, воспитывают чувство гордости к своему народу.

 

СОЛ с дневным пребыванием  "Команда твоего успеха"

Певец имперского величия - зодчий из Арзамаса - Михаил Коринфский

Блистательный зодчий, представитель классицизма, Михаил Петрович Коринфский родился в семье резчиков иконостасов в Арзамасе Нижегородской губернии. Учился в Академии художеств Санкт-Петербурга у знаменитого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, автора знаменитого Казанского собора. Коринфский М.П. проектировал, строил и перестраивал по своим проектам здания в Нижегородской, Пензенской и Симбирской губерниях. В Казани по его проектам построены университетский анатомический театр, обсерватория, химическая лаборатория, а также жилые и общественные здания.  Михаил Коринфский был тесно связан со многими регионами Поволжья, здесь до сих пор стоят великолепные здания, построенные по его проектам. Его наследие заслуживает изучения. Одним из красивых, великолепных творений Коринфского М.П. в городе Арзамасе является  памятник Отечественной войне 1812 года – Воскресенский собор. Он впечатляет специалистов столичным уровнем, умело привнесенным архитектором в среду провинциального города. Описание этого памятника градостроительства и архитектуры федерального значения («величественного пятиглавого храма с двенадцатиколонными ионическими портиками и росписями воспитанников Ступинской школы») можно встретить во многих источниках, а имя архитектора – в «Государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области». Между тем, современные исследователи насчитывают в городе Арзамасе ещё несколько памятников градостроительства и архитектуры регионального значения, имеющих отношение к Коринфскому и дошедших до наших дней. Это усадьба И.А.Попова, состоящая из деревянного жилого дома и сиротского приюта (1812 – 1814 годы), жилой дом дворянки А.В.Анненковой (1813 – 1825 годы), купеческая биржа (середина 30-х годов XIX века) и уездное народное училище (1833 год). Известны и утраченные объекты, над которыми работал архитектор в Арзамасе (художественная школа А.В.Ступина (проект перестройки здания 1809 – 1811 годов), мучной ряд и 15 лавок с каланчой (середина 30-х годов XIX века) на Нижнем Хлебном базаре), и нереализованный проект памятника просветителю и меценату Фёдору Ртищеву (1822 год).  Итак, культурная принадлежность архитектора не вызывает сомнений – Коринфский формировал в провинции среду русского классицизма. 

 

СОЛ с дневным пребыванием" Олимпийское лето"


И воспоют хвалу «звонящие иконы»

Ребята из детского  социально-оздоровительного лагеря “Город полезных привычек» в рамках программы социального туризма путешествуют по знаковым местам родного города. Во время экскурсии по Соборной площади им посчастливилось побывать в Воскресенском соборе и даже подняться на колокольню, увидеть город с высоты птичьего полета под звон колоколов.  Колокольный звон в традиционной русской культуре испокон веков воспринимался как «глас Божий». Колокол призывал к общей молитве, объявлял общий сбор. Колокольным звоном встречали победителей с войны. Набатный всполох поднимал народ на борьбу с врагом, торопил на пожар, извещал о смерти. Славился колокольным звоном старинный Арзамас. Жители города и окрестных сел различали голоса колоколов по их звукам. Доктор медицинских наук, профессор К. Бебешин, уроженец Арзамаса, вспоминал, как колокольный звон «тихими летними вечерами мягко плыл далеко–далеко по речному понизовью».Крестный час церковных колоколов в Арзамасе пришелся на 1929 год. В апреле органы власти  начали кампанию по запрету колокольного звона Писатель М. Пришвин сравнил снятие колоколов со зрелищем публичной казни: «С точки зрения антирелигиозности поступок не может быть оправдан, потому что колокола на заре человеческой культуры служили не церкви, а общественности». Так думали и многие православные в Арзамасе и уезде. Но это мало беспокоило местных большевиков, и 15 мая 1931 года президиум горсовета постановил: «…Признать необходимым колокольный звон в городе запретить… Колокола за ненадобностью снять и передать на нужды промышленности». Речь уже шла о тех церквях, что еще действовали. Такое решение местных властей вызвало у верующих арзамасцев негодование и возмущение. Община Воскресенского собора обратилась по этому поводу во всероссийский центральный исполнительный комитет. 3 июня 1933 года комиссия Президиума СССР по вопросам культа в своем циркуляре отметит, что «кое–где по вопросу о снятии колоколов были допущены ошибки: органы ВКП (б), горсоветы незаконно изымали колокола, беспланово». Герой России очевидец тех событий А. Фадин рассказывал, когда сбрасывали на землю колокола, в Арзамасе стоял заунывный стон. Не задумываясь об архитектурной ценности, калечили колокольни, разбирая слуховые окна, а колокольню Троицкого храма взорвали. Долгие годы при советской власти колокольный звон был под запретом. И только в 1982 году, в день похорон генерального секретаря ЦК КПСС Л. Брежнева, из Москвы полетели телеграммы–молнии: «Звонить во все колокола». Поступила такая телеграмма и в Арзамас. А звонить–то оказалось не во что. И только когда отмечалось 1000–летие принятия христианства на Руси, колокольный звон вновь поплыл над городом. Звонили малые колокола, собранные по деревням (использовались для сигнала о пожарах), на чудом уцелевшей единственной в городе колокольне Воскресенского собора. А потом ожили колокола и на Свято–Духовской церкви. В настоящее время восстанавливается колокольня Благовещенского храма, приступили к строительным работам на Смоленской церкви, что возле Христорождественского собора, имевшей колокольню.   Верится, что придет время, когда Арзамас заполнит мелодичный и торжественный перезвон, с которым рождались, жили и умирали наши отцы и прадеды. И, как встарь, «звонящие иконы» воспоют хвалу не только Небесам, но и православному русскому народу. И, может быть, православная музыка поможет очистить и наши души от злобы, зависти и нетерпения, поможет нам достойно пережить все трудности. 

СОЛ с дневным пребыванием "Город полезных привычек


 Православные традиции города Арзамас

 Арзамас — старинный русский город со сложившимися православными традициями. В дореволюционном городе с населением 11 тысяч человек действовали 36 приходских церквей и 4 монастыря. Сегодня Арзамас — это уникальное место храмового зодчества России. В городе отреставрированы 14 церквей и три монастырских ансамбля — Алексеевский, Никольский и Спасский. Проведение именно в этом окружении Международного фестиваля-конкурса православной и патриотической песни «Арзамасские купола» — яркий пример объединенных усилий Церкви, органов муниципальной власти, общественных организаций в деле сохранения, приумножения и передачи молодежи богатейшего духовно-нравственного наследия России.Песенный фестиваль проводится по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия администрацией города Арзамаса при содействии Арзамасского благочиния Нижегородской епархии с 2010 года.Фестиваль служит укреплению духовно-нравственных основ общества, основанных на православных традициях, и культурных взаимосвязей между православными народами, а также объединению усилий Церкви, власти, общественных организаций в деле сохранения, преумножения и передачи молодежи богатейшего духовно-нравственного наследия России, выполняет широкие функции просветительского характера, всесторонней поддержки авторов и исполнителей православной музыки. В конкурсной части фестиваля принимают участие авторы-исполнители, солисты, ансамбли, церковные коллективы, исполняющие произведения духовного и патриотического содержания. Авторитетное жюри составляют признанные специалисты в области культуры, профессиональные авторы-исполнители, музыканты, поэты, композиторы и священнослужители. Почетными гостями фестиваля являются видные религиозные и общественные деятели, деятели политики, культуры, искусства, бизнеса России. С 29 июля по 1 августа 2014 года состоится V Международный фестиваль-конкурс православной и патриотической песни «Арзамасские купола» в городе Арзамасе Нижегородской области, приуроченный ко Дню Крещения Руси, празднованию в честь обретения мощей преподобного Серафима Саровского и 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

СОЛ с дневным пребыванием" Олимпийское лето"

 


Экскурсия в музей русского Патриаршества. 

11 июня 2014 года ребята старшей и младшей группы из социально-оздоровительного лагеря по программе «Команда твоего успеха» ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям городаАрзамаса» посетили музей Русского Патриаршества. Музей, размещенный в памятнике архитектуры – здании городового магистрата второй половины XVIII века в историческом центре Арзамаса на Соборной площади, является филиалом Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Он посвящён жизни и деятельности предстоятелей Русской Православной Церкви, в том числе рожденных на Нижегородской земле Патриархов Московских и Всея Руси Никона (1605 -1681 гг.) и Сергия (1867 -1944 гг.). В экспозиции данного музея представлены материалы о Патриархах XX в,- начала XXI в.- Алексии I, Пимене, Алексии II., Кирилле,  также «блок памяти», в котором прослеживается истории репрессий и реформ, которые переживала Церковь.   Экскурсовод рассказал ребятам о действующем Патриархе Кирилле. «Каждый Патриарх - это целая эпоха в истории России. При каждом из них происходили значимые исторические события. Например, экспозиция патриархов Сергия и Алексия I связана с периодом сталинских и хрущевских гонений. И здесь есть масса любопытных документов на эту тему. Заключительным этапом была экскурсия на смотровую площадку музея, где дети смогли полюбоваться храмами города Арзамаса и его живописным видами. Со слов ребят, экскурсия была очень интересной и познавательной. Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью внешкольной работы. Они помогают в формировании эмоциональной сферы школьников, чувства прекрасного, повышении своего интеллектуального уровня, развитии наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

От лица администрации Центра, выражаем большую благодарность работникам музея, за увлекательное путешествие детей в мир православия! ,

СОЛ с дневным пребыванием  "Команда твоего успеха"

       ;    
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                           

 
 
 

 

 

 

 

       
 

 


 

Создание сайта ·  SolarTime