Министерство социальной политики
Нижегородской области

Адрес: г. Арзамас, улица 2-ая Вокзальная, 1А

Телефон (83147) 9-76-94, 6-28-57

E-mail: uszn40@soc.arz.nnov.ru

Об учреждении

Лето-2017

   

Карта сайта

Священная война - доблесть и святость

«Священная война - доблесть и святость»

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

 

С первых дней Великой Отечественной войны священнослужители наравне с солдатами сражались против немецких захватчиков. Более 50 советских священников были удостоены медали «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне». Сорока священнослужителям были вручены правительственные награды – медали «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы». В храмах и на фронте шла непрестанная служба перед иконами– молебны и поминовения погибших воинов. Иконы перевозили на самые трудные участки фронта, в места, где готовились наступления. Вера в Бога была для русского народа надежной защитой в годы войны. 

В рубрике «Священная война – доблесть и святость» будут представлены следующие темы: «Священники на войне» и «Православная икона - заступница русского народа».

 

 


Священник Владимир Соколов

 

            В начале 1942 года священник Владимир Соколов был назначен в село Мандуш Бахчисарайского района. Это село не раз захватывали немецкие войска. Большая часть жителей Мандуш были в партизанском отряде. Священник Соколов все время поддерживал с партизанами связь. Когда советские парашютисты спускались в село, он получал от них газеты и распространял их. Рискуя своей жизнью, он ходил слушать передачу радиоцентра через тайный приемник.

            Информация о священнике дошла до немецких начальников. Был издан указ о расстреле священнослужителя и всего мужского населения села. К счастью, Соколову с сыном удалось спастись и пробраться в Симферополь. Здесь священник Соколов познакомился с семьей Смирновых, которые организовали партизанский отряд в количестве 200 человек и ушли в лес. Владимир Соколов продолжал слушать радиопередачи из Москвы и распространять полученные сведения.

            Священник Соколов жестоко пострадал от немцев - две его дочери были угнаны в немецкую каторгу.


Почаевская икона Божией Матери

 

            Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других странах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий.

            Почаевская икона Божией Матери находится в Почаевской обители. Свое название эта икона получила от местечка Почаева; от этого же села получила свое название и гора Почаевская, на которой находится лавра. Гора эта особенно замечательна своей пещерой. В ней жили два монаха, посвятившие себя подвигам молитвы и воздержания.    Известно около 300 чудотворных икон с образом Богоматери “Почаевская”.

По вере Русской Православной церкви, Почаевская икона охраняет западные пределы русской земли. В монастырских книгах имеются записи верующих о многочисленных чудесах исходящих от святой иконы. Молясь возле чудотворной иконы люди, избавлялись от неизлечимых недугов, освобождения пленников.

            Во время Великой Отечественной войны в Почаевской Лавре совершались крестные ходы с иконой, с молитвами о помощи солдатам в боях и сражениях. Когда Почаев заняли фашисты, икону прятал у себя дома и сберег её протодьякон Стратоник, шестьдесят лет, прослуживший в Почаевской Лавре.

            Небесная помощь святой иконы, из воспоминаний жителей города Почаева и фронтовиков помогала преодолеть все тяготы военных лет, невыносимые страдания и вселяла веру в Победу над фашистским злом.

 

 Протоиерей Иоанн Миронов

 

 

          Митрофорный протоиерей Иоанн Миронов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» – один из старейших клириков Санкт-Петербурга.  

          Отец Иоанн родился 25 ноября 1926 года на Псковщине в благочестивой семье. С детских лет он видел много страданий. После раскулачивания и отказа вступить в колхоз семью отправили на торфоразработки на Синявинские болота, где от голода погибли три брата Вани, его сестра и дядя, заболела туберкулезом мама.

            В годы Великой Отечественной войны 17-летним юношей Ваня Миронов ушел на фронт. «На медкомиссии майор спрашивает: "Как ты чувствуешь себя?" - "Здоров, слава Богу". - "И ни на что не жалуешься?" - "Да зрение только плохое". Он сунул палец к глазу призывника: "Видишь?" - "Вижу". - "Ну и немца увидишь. Иди в бой", - вспоминает батюшка. Молодых солдат немного подучили и отправили через Тарту и Печоры к Риге. Рядового Ивана Миронова взяли в тяжелую артиллерию в расчет 152-миллиметровой пушки-гаубицы. Сражались с Курляндской группировкой.

            Был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За победу над Германией».

            По словам пастыря, во время войны людям помогала вера, многие носили крестики на груди. Когда Иван Миронов служил в Каунасе ординарцем у капитана медицинской службы, тоже носил крест. Командиры его не трогали - знали, что крест все равно не снимет.
            «Наград у меня много: и церковных, и за войну. Но я не ношу их никогда. Считаю, что награда должна быть от Господа, а все это - видимость человеческая, чтобы украсить нас. А украшаться надо смирением и терпением. Как сказал Господь: «В терпении вашем стяжите души ваши».


Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская

 
            Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия) - одна из самых чтимых в России чудотворных икон, главная святыня города Смоленска.
 
            Известно, что в 15-16 веках в Москве особо почиталась принесенная из Смоленска икона типа чудотворной византийской Одигитрии. Смоленскую икону, как и Одигитрию, связывали со сказанием о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богоматери. В 1456 году икона была возвращена из Москвы в Смоленск. Об этом событии была составлена повесть, включенная в Московский летописный свод конца 15 века. С 1514 года, когда Смоленск был присоединен к Московскому государству, Смоленская икона приобрела значение общерусской святыни. В 1525 году в честь нее был заложен Смоленский собор.

            Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. 1 августа 1941 г. вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Жители города приходили в храм с молитвами за свой родной город, за солдат, воевавших на фронте и за скорое выздоровление раненых бойцов.


Протоирей Александр Романушко

        Протоиерей Александр Федорович Романушко служил в Пинском партизанском соединении и был настоятелем церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области. Он не раз участвовал в боевых операциях, ходил в разведку, был в полном смысле слова партизанским батюшкой. В оставленных некоторыми священниками храмах и местностях, где церкви были сожжены, отец Александр совершал отпевания расстрелянных, заживо сожженных, а также павших на поле боя партизан. И неизменно во время богослужения призывал верующих помогать партизанам и защищать родную землю от фашистов.

         Когда летом 1943 года к командиру партизанского соединения генерал-майору В.З.Коржу обратились родственники убитого партизанами полицая с просьбой «командировать» на похороны партизанского священника, он предоставил право самому отцу Александру принять или отклонить приглашение. Отец Александр согласился. Взял облачение, кадило и в сопровождении двух автоматчиков выехал в деревню.

          На кладбище была выставлена вооруженная охрана. Все приготовились слушать отпевание. Отец Александр, надев на себя епитрахиль и ризу, отошел в сторону и глубоко задумался. А потом совершенно неожиданно начал: «Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и “Со святыми упокой” заслужил своей жизнью во гробе предлежащий. Он — изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо “Вечной памяти” произнесем же “Анафема”». Люди стояли как громом пораженные. А отец Александр, подойдя к полицаям, продолжал: «К вам, заблудшим, моя последняя просьба: искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ, кто в могилы закапывает живых людей, а в Божиих храмах заживо сжигает верующих и священников». Эти простые слова пронзили сердца людей. Они говорили: «Если священники взялись за оружие, так и нам Бог велит идти в партизаны».      В зону базирования группа отца Александра возвратилась с похорон, увеличенная во много раз. Среди нового партизанского пополнения были и полицаи, но теперь уже бывшие.


Тихвинская икона Божией Матери

 

            Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери — одна из самых известных православных святынь. На протяжении нескольких веков она почитается православными верующими как защитница Русской земли. По преданию, этот образ был написан евангелистом Лукой и послан им вместе с Евангелием и книгой Деяний Апостольских в Антиохию к принимавшему христианство державному Феофилу.

Во время Великой Отечественной войны, до ноября 1941 года на Волховском фронте, несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, продвижение фашистов продолжалось.
Ленинград попал в блокаду. Лишь узкая полоска земли разделяла немецкие и финские армии. Если бы они соединились, замкнули кольцо, тогда Ленинград был бы обречен. Но именно здесь, под Тихвином, противник был остановлен.

            День и ночь монахи и прихожане молились пред святым Образом Богородицы. Сердца наших воинов переполнялись решимостью сломить вражью волю. В ходе Тихвинской оборонительной операции наши войска нанесли ощутимый урон соединениям группы армий "Север" и не допустили соединения немецких и финских войск на реке Свирь.

10 ноября 1941 года именно от Тихвина, который стал последним пунктом на пути продвижения немцев в сторону Вологды, началось самое первое в Великой Отечественной войне наступление наших войск - Тихвинская наступательная операция.

            В ходе этой операции Советская армия смогла продвинуться вперед на 100 - 120 километров и отбросить противника за Волхов. Опасность того, что немецкая армия соединится с финской, миновала. План врага полностью изолировать Ленинград от всей страны оказался сорванным.

            Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили и вывезли с территории монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская Богоматерь. В начале 1942 года икона попала в Псков. Именно сюда оккупанты свозили художественные и церковные ценности из музеев и храмов Новгорода, пригородов Ленинграда и других мест. В январе 1942 г. Тихвинская икона Божией Матери попала в ведение Отдела по охране культурно-художественных ценностей группы немецких армий «Север». Ее поместили в оружейную комнату военно-полевой комендатуры, а по воскресным дням привозили в Троицкий кафедральный собор, где проходили богослужения. Во время пребывания в Пскове икона стала почитаться как покровительница беженцев.

            В первых числах февраля 1944 г. в связи с наступлением частей Красной армии немецкое командование приступило к эвакуации похищенных художественных и церковных ценностей из Пскова в Латвию. В столицу Латвии была вывезена и Тихвинская икона Божией Матери; ее перевозку осуществлял сотрудник штаба А. Розенберга, член специальной группы «Новгород» штурмфюрер Цвибель. Здесь икона была передана на попечение епископу Рижскому Иоанну Гарклавсу, который в 1949 году вывез святыню в США. Икона была помещена в Свято-Троицком соборе Чикаго. 

            После смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу. Архиепископ Иоанн завещал отцу Сергию передать святыню в Тихвинский монастырь после его возрождения.
            В январе 2004 года в ходе переговоров Патриарха Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. 20 июня 2004 года святыня покинула Чикаго: она была доставлена в Ригу, а затем - в Москву, в родную обитель.


Архиепископ Лука

( в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий)

 

 Яркий пример выполнения патриотического долга - это жизнь священника В. Ф. Войно-Ясенецкого (1877-1961).

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - хирург, доктор медицины. До 1917 года он был врачом в ряде земских больниц средней России, позднее - главный врач Ташкентской городской больницы, профессор Среднеазиатского государственного университета. Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга "Гнойная хирургия".

В начале двадцатых годов под именем Луки постригся в монахи, был рукоположен в сан епископа. Многократно подвергался арестам и административным ссылкам. Избран почетным членом Московской Духовной академии в Загорске.

С первых дней Великой Отечественной войны Войно-Ясенецкий буквально "бомбардировал" начальство всех рангов с требованием предоставить ему возможность лечить раненых. По воспоминаниям И. М. Назарова, бывшего начальника Енисейского пароходства, он отправил Калинину телеграмму следующего содержания: "Я епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являюсь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, где мне будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука".

Через несколько дней Войно-Ясенецкий был назначен главным хирургом-консультантом сводного пензенского госпиталя. С первых же дней работы в Красноярских госпиталях он трудился самозабвенно. Много оперировал, все свои силы и знания отдавал обучению молодых хирургов и, как всегда, тяжело переживал каждую смерть. Плохо ел, часто не успевал даже получать продовольствие по своим карточкам.

В операционной у него висели иконы, а перед операцией он разрешал больным целовать крест, висевший у него на груди.

            Синод назначил Луку епископом Енисейским и Красноярским. В первый день принятия сана он отслужил молитву о даровании победы над немецко-фашистскими захватчиками, призвал прихожан к пожертвованиям на танковую колонну.

Награды архиепископа Луки: премия Хойнатского от Варшавского университета (1916 г.); бриллиантовый крест на клобук от Патриарха Всея Руси (1944 г.); медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (1945 г.); Сталинская премия первой степени за книги "Гнойная хирургия" и "Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов" (1946 г.).

 Сейчас в Красноярске поставлен памятник Святому Луке, установлена мемориальная доска на здании школы № 10.


Икона Николая Чудотворца

 

            Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, с древности до настоящего времени остается самым почитаемым в России. Из далекого города Миры на южном побережье Малой Азии он стал близким, родным для всего верующего русского народа.Икона угодника Божия - скорого помощника во всех бедах и скорбях, известного делами охраны, милосердия и спасения, была практически в каждом деревенском доме. В церковных песнопениях Николая Чудотворца славят как «великого учителя и заступника».

            

               О чудесах спасения святителем Николаем в годы Великой Отечественной войны часто можно услышать и в наши дни из рассказов тружеников тыла и ветеранов войны.

Молитва перед иконой Николая Чудотворца вселяла веру и надежду в солдат, военных летчиков, фронтовых разведчиков при выполнении сложных и опасных боевых задач. Вот одно из солдатских воспоминаний:

             «Однажды послали нас на задание. Перешли мы линию фронта, углубились в тыл противника и, успешно выполнив задание, возвращались к своим. Но недалеко от линии фронта нас окружили фашисты. Завязался бой. Патронов и гранат у нас было мало – долго не продержишься. Командир группы отдал приказ рассредоточиться и пробиваться поодиночке. Но как пробиться, если сзади фашисты, а впереди, перед линией фронта, большое минное поле. Где в нем проходы – мы не знали, а идти наугад – это верная смерть.  Время шло, фашисты уже прижали нас к минному полю, и мы понимали, что это конец. Вдруг откуда-то появился старичок в полушубке, с автоматом – седой такой, с бородой. Рукой нам машет и кричит: «Эй, кто за мной – Господу помолимся!» А я уже прощался с жизнью и, подумав о своем неверии, вдруг в отчаянии взмолился. Старик развернулся и молча пошел через минное поле – а я за ним! Вокруг пули свистят, а мы идем, невидимые, – так и прошли через все минное поле. А когда добрались до своих – мой проводник вдруг исчез. С той поры не давал мне покоя вопрос: что же это за таинственный спаситель был? И вот уже после войны зашел я как-то в церковь и увидел икону святителя Николая Чудотворца. И обомлел: узнал того, кто меня через минное поле провел».

Любовь русского народа к святителю Николаю не угасала и в годы гонений на веру. Сейчас возрождаются и строятся новые храмы в честь его имени. Появляются и памятники великому святому.

 


Василий Копычко

 

           Священник Успенской церкви Ивановского района на Пинщине (Полесье) отец Василий Копычко, благочинный Гомельского округа, с первых дней оккупации установил тесные связи с партизанской бригадой имени Вячеслава Молотова и стал их связным. Василий Копычко собирал сведения о противнике, вел значительную работу среди населения по поддержке партизанского движения. Он организовал сбор одежды, обуви, продуктов питания для партизан, распространял сводки Совинформбюро. Во время готовящейся карательной экспедиции против партизан, отец Василий не только предупредил об этом население, но и ушел вместе с людьми в партизанский отряд.

          Вот как описывает деятельность отца Василия и свою первую встречу с ним комбриг Пинской партизанской бригады И. Шубитыдзе: "...Мы шутя называли его своим агитатором и однажды пригласили в партизанский лагерь. Он охотно приехал в сопровождении партизан. Копычко долго присматривался к нашей жизни, к нашим порядкам, обошел с десяток землянок и за ужином, который приготовили специально для него в штабе, разговорился: "Вот и верь этим немцам! Обманщики, безбожники, бандиты! Вижу, что вы все православные, дай вам Бог здоровья! Я так и говорил своим прихожанам..." Было видно, что Копычко полюбил нас, радовался, что не ошибся в своих предположениях, обещал молиться о нас и помогать чем может. Отправили мы его из лагеря торжественно, на тачанке, с охраной. С этого времени Копычко стал нашим связным. Он сдержал свое слово, помогал не только молитвами, но и материально: собирал продукты для раненых, присылал временами и оружие".

         За заслуги перед Родиной протоиерей Василий Копычко был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями "Партизану Великой Отечественной войны" I степени, "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", "За победу над Германией" и другими. Награждение двумя последними медалями одного человека - случай очень редкий, так как обычно награждали только одной из них.

 


 

Косьма Раина

            Протоиерей Косьма Раина был потомственным священником. Его отец плавал на военных российских кораблях и скончался от ран, полученных в битве при Порт-Артуре. Немецкая оккупация застала Косьму с его большой семьёй (у него было семеро детей) в Пинском районе Брестской области.

            Во время оккупации богослужение в храме совершалось отцом Косьмой, как и в мирное время. И каждый раз он молился "О Великом Господине нашем патриаршем местоблюстителе блаженнейшем Сергии, митрополите Московском и Коломенском...", "О стране нашей, властех и воинстве ея...", а это было далеко не безопасно.

            В начале 1942 года отца Косьму пригласил к себе районный бургомистр и настойчиво потребовал, чтобы за богослужением в церкви прекращена была молитва о здравии за московское церковное чиноначалие, а молитва "О стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся" заменена была словами: "О освобожденной стране Российской и победоносном германском воинстве Господу помолимся", как и указывалось в циркуляре Пинской духовной консистории.

Подобные вызовы и указания были периодическими, но отец Косьма, используя свой авторитет в народе, личные взаимоотношения с родственниками местной оккупационной администрации и полиции, решал как-то все по-своему, мирно, спокойно. Если видел подозрительных людей за богослужением, произносил молитвы поскорее, пока пел хор, а когда его вызывали в кабинеты сильных мира сего, говорил, что не отрицает сообщения о нарушении циркуляра, может, автоматически и произнес канонический текст.

            Когда в 1943 году местность, где проходило пастырское служение К. П. Раины, стала зоной партизанского влияния, он призывал население помогать народным мстителям. В пасхальную ночь 1943 года впервые при огромном стечении народа в присутствии партизан было прочитано обращение митрополита Киевского и Галицкого Николая к населению временно оккупированных местностей. Перед освящением куличей, которое в Белоруссии происходит после пасхального богослужения вокруг храма, отец Косьма объявил сбор пасхальных подарков для раненых, детей и партизан.

            Партизаны передавали отцу Косьме свежие газеты, листовки, изданные Московской Патриархией. Часть этих листовок отец Косьма лично передавал архиепископу Пинскому и Полесскому Александру (Иноземцеву).

            На рассвете 9 октября 1943 года в приходскую церковь белорусского села Хойно ворвались фашисты. Священнику Косьме Раине приказали разоблачиться и его повели в полицейский участок, где стали обыскивать. Документы и часы офицер отдал переводчику. "Вам они больше не понадобятся", - сказал он. И два солдата-чеха повели батюшку на расстрел.

            Возле церкви он пал на колени и стал усердно молиться. Сколько прошло времени, не помнит, но когда поднялся с колен, возле себя никого не увидел. Перекрестившись, батюшка с молитвой двинулся в сторону кустарника, а потом опрометью кинулся в лес. Пришел в партизанский лагерь, где встретился с сыновьями. Вместе они освобождали родные места от фашистов.

За праздничным столом семье приходского священника удалось собраться лишь в 1946 году.


Достойный сын земли Нижегородской -

патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский)

 

        Нижегородская земля знаменита людьми, которыми гордится наше Отечество. Среди них -  военачальники и поэты, ученые и купцы, художники и градостроители, писатели и меценаты, так же многие церковные деятели.  Невозможно представить Российскую церковь без двенадцатого патриарха - Сергия Страгородского, родившегося в  семье священника Арзамасского Алексеевского женского монастыря.  

        В воскресный день 22 июня 1941 г. митрополит Сергий, возвратившись со службы домой, узнает трагическую весть о том, что фашистские войска перешли советскую границу, бомбят города и поселки и проливается первая кровь граждан Союза ССР.

       Через несколько часов, после начала войны митрополит Сергий выступил с воззванием «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви»: «Не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но «велик Бог земли Русской», как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу!»

       Патриаршее послание было разослано по всем приходам советской Русской Православной Церкви. 26 июня 1941 года в Богоявленском (ныне - Патриаршем) соборе г. Москвы, митрополит Сергий совершил молебен о даровании победы русскому воинству. Он призвал весь советский народ к защите Родины. Всего же за годы войны Сергий обращался с такими воззваниями 23 раза.

        В 1943 году Сергий направил пасхальное Обращение к православным христианам оккупированных стран, в котором говорилось, что: «вместе с народом идет и наша Православная Церковь, а народ наш всем сердцем и мысленно с вами. Он готов и на деле проливать кровь вместе с вами за веру и нашу свободу…».

       Немцы болезненно отнеслись к патриотической пропаганде Сергия. Приказ обер-группенфюрера СС Гейдриха от 16 августа 1941 года гласил:«..при захвате Москвы следует арестовать Сергия и конфисковать весь находящийся у него архивный материал».

       И не зря. В январе 1942 года Сергий обратился в людям, находящимся в оккупации, и призвал их помогать партизанам: «Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и ободрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению от фашистского плена».

        С именем патриарха Сергия связывается начало возрождения русского православия в условиях продолжавшейся кровопролитной борьбы советского народа с немецко-фашистским нашествием.  Патриарх Сергий стал духовным и организующим началом патриотического служения православного народа и Церкви своему страждущему Отечеству. Во время Великой Отечественной войны под его руководством все православное духовенство активно помогало обороне страны, укрепляло дух русского народа и оказывало значительную материальную помощь фронту.

         Арзамасцы помнят своего соотечественника. Памятный знак – камень – установлен на месте, где находился дом, в котором в 1867 году родился святейший патриарх Московский и всея Руси  Сергий Страгородский.  Открыта мемориальная доска на здании Арзамасского государственного педагогического института, где ранее располагалось духовное училище, в котором учился будущий патриарх. В 2004 году площадь Базарная города Арзамаса была переименована в площадь Патриарха Сергия.


Федор Андреевич Пузанов

        Георгиевский кавалер Первой мировой войны священник псковского села Хохловы Горки Порховского района Федор Пузанов стал разведчиком советской партизанской бригады.  

Скромный сельский плотник в 30-е годы, он, пользуясь относительной свободой передвижения, разрешенной ему оккупантами как священнику сельского прихода, помимо разведывательной работы снабжал партизан хлебом и одеждою, сообщал данные о передвижениях немцев. Кроме этого он вел беседы с верующими и, передвигаясь от села к селу, знакомил жителей с положением в стране и на фронтах.
           Во время эвакуации немцами населения Псковского района в январе 1944 г. священник Пузанов должен был сопровождать свой приход к месту погрузки в эшелон. Колонну сельчан сопровождали немцы, но, пройдя 15 километров, немцы свернули в сторону, приказав священнику под страхом смерти, довести колонну самому. Когда немцы скрылись, Пузанов предложил сельчанам вернуться домой, что они охотно и сделали.

              Командир 5-й партизанской бригады К.Д. Карицкий  прикрепил к груди героя медаль «Партизану Отечественной войны".


 

Казанская икона Божией Матери

 

            Стояла зима 1941 года. Немцы рвались к Москве. Страна была на грани катастрофы. В те дни почти никто не верил в победу; не знали, что делать, видели только погибель, повсюду были паника, страх, уныние.

Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги.

             Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда – город был спасен. Но многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. И тем не менее, город выстоял.  

             После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой – это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло.            Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери (так наз. "Малая земля").

            Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Как умиленно и радостно многие принимали все это!

Божия Матерь по молитвам отгоняла врагов, вселяя в них ужас и защищала своих сынов.


 

 

 

 


 

Создание сайта ·  SolarTime