Министерство социальной политики
Нижегородской области

Адрес: г. Арзамас, улица 2-ая Вокзальная, 1А

Телефон (83147) 9-76-94, 6-28-57

E-mail: uszn40@soc.arz.nnov.ru

Об учреждении

Лето-2017

   

Карта сайта

Архив Проекта "Под защитой семьи" 2010

    21 декабря в ГУ ЦСПСД прошел новогодний костюмированный бал-маскарад для детей и родителей - участников программы «Школа приемных родителей» и детско-родительской группы «Наука быть семьей». Это было волшебное музыкальное шоу со сказочными героями. Ребят в сказку зазывали сестры Вьюга и Метель, немножко похулиганили Баба-Яга и Пират, пытаясь запутать ребят и спрятать Снегурочку. Ребята и родители быстро обнаружили обман и справедливость восторжествовала – Снегурочка нашлась. Дед Мороз поздравил всех детей и родителей с наступающим Новым годом и подарил детям долгожданные подарки. Несмотря на то, что средний возраст ребят 4-6 лет, они активно пели, танцевали, отгадывали загадки и поразили всех своими красивыми костюмами, среди которых самым популярным был костюм зайца (кролика) – символа наступающего года. Предновогодний праздник для ребят выдался на славу!

 

   

 


Приемные семьи – под защитой государства!

 

             В послании президента Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года были определены ориентиры развития государства и общества на предстоящий год. Одним из таких ориентиров стало семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, и помощь приемным семьям.
             Д.А. Медведев подчеркнул: «К сожалению, в нашей стране еще 130 тысяч ребят остаются вне семейной заботы. У них нет ни родителей, ни опекунов, они лишены главного – семейного тепла. И нужно еще очень многое сделать, чтобы само понятие «брошенные дети» уходило из нашей жизни. Вообще «ничьих» детей в нашей стране быть не должно».
            Важной формой поддержки приемных семей в настоящее время является вручение им государственных наград. Д.А.       Медведев: «Вот уже два года мы вручаем учрежденный по моей инициативе орден «Родительская слава». Среди награжденных отцы и матери не только собственных, но и приемных детей. Мы по праву гордимся такими семьями. Общение с ними доставляет откровенную радость, когда они приходят за получением этих государственных наград».
           Среди арзамасцев также есть приемные семьи, которыми можно гордиться.
29 ноября 2010 года в Нижегородском Академическом театре драмы состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню матери, на котором министр социальной политики Нижегородской области Гурьев Н.Ю. вручил матери двоих приемных детей, Марии Александровне Горчиной, орден «Родительская слава», денежную премию и памятные подарки.
 

 

Замещающая семья в контексте макросоциальных связей

 

    Семьи, которые хотели бы взять детей на воспитание, и семьи, которые даже не допускают мысли об этом… Что отличает их друг от друга? И возможно ли найти точки соприкосновения у данных категорий семей? Этим вопросом озадачились специалисты ГУ «Центра социальной помощи семье и детям г. Арзамаса» и решили провести занятие, объединяющее людей, заинтересованных в повышении своей родительской компетентности и желающих развить богатый потенциал ребенка.

     Практический опыт показывает, что таких родителей в нашем городе достаточно. Только за последние полгода в детско-родительскую группу, организованную на базе Центра, позволяющую развить родительский и детский потенциал, обратилось 18 семей. Также в ЦСПСД открыта группа для замещающих родителей, и в нее входят 6 семей. Группы работают по отдельным программам, но на сегодняшний день возникла необходимость совместных встреч столь активной и заинтересованной категории родителей.

    То, что совместное занятие было организованно в день, обращения президента Д.А. Медведева к Федеральному Собранию с темой заботы о подрастающем поколении, еще раз подтверждает профессиональное умение специалистов Центра чувствовать и осознавать актуальность социальных проблем.

    Целью проведенного занятия являлась пропаганда опыта принятия ребенка в семью среди родителей, воспитывающих кровных детей.

    Группа участников отличалась разнообразием социального и родительского опыта. Большой интерес у участников вызвали рассказы приемных родителей. Замещающие матери делились опытом, своими переживаниями, которые были в начале процесса принятия ребёнка в семью, а также говорили о положительном опыте и решительном настрое на прием новых детей в свои семьи. Горчину Марину, участницу программы, группа поздравила с получением, накануне занятия, Ордена родительской славы в Нижнем Новгороде. Все участники прониклись глубоким уважение к приемным матерям, высоко оценили их благородный труд. Некоторые родителей, воспитывающих кровных детей, сообщили о том, что не раз всерьез задумывались о приеме ребенка в свою семью, но их останавливала возможность материальных трудностей и боязни неумения любить неродного ребенка. Занятие показало, что опыт замещающих семей необходимо и актуально интегрировать в общество.


 

Право на счастье имеет каждый

 

          «Трудная жизненная ситуация» - именно такое выражение встретилось в личном деле н/л Маше Т., временно проживающей в приюте.
         С недетскими проблемами столкнулась двенадцатилетняя девочка. За свою недолгую жизнь ей многое пришлось пережить: лишение матери родительских прав, неудачный опыт проживания в приемной семье. Все это оставило неизгладимую психологическую травму. При общении с ней чувствовалась напряженность, скрытость, недоверчивость. Специалисты приюта за короткое время сумели переубедить подростка, доказать, что существует другая жизнь. Маша вновь поверила в счастливое детство. У нее появилось желание петь, танцевать. Она оказалось очень хорошей хозяйкой, ей нравится сервировать стол, готовить. Она увлеклась коллекционированием рецептов заваривания чая с использованием лекарственных трав, ягод, фруктов.«Все у тебя будет хорошо» - часто слышала Маша в приюте. 
       Вновь определить Машу в замещающую семью казалось уже невозможным. Перспектива одна – детский дом…
       Везет не многим, так как повезло нашей героине. Судьба дала девочке еще один шанс – осенние каникулы она проводит со своей новой семьей. Право на счастье имеет каждый. Мы надеемся, что Маша приобретет настоящих любящих родителей, а замещающая семья - долгожданную дочку.
       Для всех тех, кто уже начал задумываться, сможет ли он сделать счастливым еще одного мальчика или девочку, отдав им свою любовь и заботу, напоминаем наш адрес:

607220, Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Кирова, д.32
тел.(факс) (83147) 4-05-32, тел. (83147) 4-63-52,
e-mail: priutA@yandex.ru
 

 


 

 3 причины, чтобы стать приемными родителями

 

         Приют – одно из самых гуманных учреждений. В то время как законы меняются, не меняется гражданское право взять ребенка из приюта. Если вы чувствуете себя счастливым, способным воспитать ребенка, оставшегося без попечения родителей, поделиться с ним счастьем, подарить ему свою любовь и заботу, которой у него не было и которой ему не хватает – возьмите его в свою семью!
        К сожалению, не так легко взять ребенка из приюта и надо набраться огромного терпения, так как законы и правовые рамки могут усложнить эту процедуру, но поверьте – это стоит того, ведь вы подарите маленькому человечку ласку, заботу и полностью поменяете его мир, где не будет холода и страха. Затраченное время на оформление ребенка в свою семью и терпеливость могут внести положительные изменения и в жизнь приемных родителей. 
        Есть много причин, вызывающих желание открыть двери своего дома ребенку, оставшемуся без попечения родителей. В то время как альтруизм (бескорыстная помощь) стоит первым в списке причин, есть еще ряд жизненных факторов, которые способны изменить жизнь приемных родителей в положительную сторону:
1. Статус бездетных пар – к сожалению не все супружеские пары имеют счастливую возможность иметь родного ребенка, которого бы они любили, могли заботиться о нем и жить вместе с ним.
Взять ребенка из приюта – одна из счастливых возможностей осуществить желание иметь детей.
2. Общение с ребенком. Дети – самое прекрасное, что есть на свете, они любят бескорыстно и не привередливы в заботе о них. Если вы хотите заботиться о ком-то, и чтобы к вам тоже проявляли заботу и любовь – усыновление ребенка будет для вас счастливым выходом. Но чтобы сделать это, надо все хорошенько взвесить и обдумать, так как это очень ответственный шаг.
Важно иметь в виду, что у приемного ребенка в прошлой жизни могли быть эмоциональные проблемы, вы не знаете, кто были его родители, в какой обстановке он рос, как воспитывался. Только прочная семья и доброжелательная и окружающая обстановка помогут встать этим детям на ноги и жить, радуясь жизни.
Эти дети помогут обрести радость, счастье и смысл в жизни родителям, которые в силу обстоятельств не имеют своих родных детей. Если вы семейный человек, но вас угнетает одиночество в стенах вашего дома – возьмите ребенка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью – это принесет вам радость и счастье.
3. Альтруизм – не исключено, что с ребенком, которого вы возьмете из приюта, будете испытывать трудности в его воспитании. Эти дети могли расти в семьях алкоголиков, родителей с неустойчивой психикой, испытывали крайнюю нужду и в еде, и в одежде, были лишены ласки и заботы. И, может быть, вы единственные, кто сможет растопить этот лед.
Но не может быть другой радости и счастья в том, что ваши усилия оправдались, когда вы увидите блеск в глазах ребенка, услышите его радостный смех, будете наблюдать, как он взрослеет и становится человеком с большой буквы. Крепкая семья и доброжелательные отношения в семье – это неотъемлемая часть нормального развития ребенка. То, что вы широко открыли этому ребенку двери вашего дома, ввели его в семью, дает ему второй шанс как бы родиться заново, и обрести то, чего он был лишен раньше – быть любимым и нужным в семье, где он растет.
           Семьи, которые приняли решение взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание и пройти обучение в Школе приемного родителя, обращайтесь по адресу: ул. Кирова, д. 32, тел. 4-05-32, 4-63-52. Здесь вы получите помощь и поддержку!
 


 Возьмите меня в свою семью

       Замещающая семья- альтернатива детским домам. Дети, которых взяли на воспитание в замещающие семьи, демонстрируют гораздо более высокие показатели умственного развития, быстрее растут и испытывают значительно меньше проблем развития по сравнению с детьми- воспитанниками детских домов.
       Лучшее место для ребенка- это семья, а не учреждение. В приюте в рамках реализации мероприятий по региональной программе «Под защитой семьи» ведется работа по информированию граждан, желающих взять ребенка на воспитание в свою семью. Разработан буклет «Есть такая работа - приёмный родитель», информационный лист « Возьмите меня в свою семью».


Не стоит повторять чужих ошибок!

     Одной из задач работы Службы сопровождения по региональной программе «Под защитой семьи» является профилактика «вторичного сиротства». Вторичное сиротство - социальный феномен отказа от приемных детей усыновителей, опекунов и приемных родителей. Причины отказа разнообразны. Как правило, отказываются от приемных детей в подростковом возрасте, когда нарастают поведенческие проблемы, или при выявлении у приемного ребенка психических отклонений в развитии.
      В России статистика вторичных отказов неточна, но на сегодня это около 5 тысяч детей в год! Из числа несовершеннолетних, проживающих в ГУ «Социальный приют для детей и подростков города Арзамаса», 10% составляют дети, возвращенные из замещающих семей. На одном из таких случаев хотелось бы остановиться подробнее…
      «Благополучная семья в 2007 году взяла на воспитание двоих детей, оставшихся без попечения родителей. Домашним теплом, уютом и заботой окружили опекуны своих новых детей. Однако приемные дети имели уже сформировавшийся характер, педагогическую запущенность, нарушения в поведении. Чем взрослее становились дети, тем чаще в семье стали возникать конфликты, все сложнее становилось находить с ними общий язык. Неумение опекуна справиться с девиантным поведением детей стало причиной отказа от их воспитания».
      Вот почему очень важно сегодняшним замещающим родителям проходить специальное психолого-педагогическое обучение в профессиональных Службах сопровождения. На занятиях они смогут научиться грамотно подходить к вопросам воспитания приемных детей, продуктивно решать возникающие проблемы.
Семьи, которые приняли решение взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание и пройти обучение в Школе приемного родителя, обращайтесь по адресу: ул. Кирова, д. 32, тел. 4-05-32, 4-63-52. Здесь вы получите помощь и поддержку! Надеемся, что отказов от детей, оставшихся без попечения родителей, станет меньше!


Ты задаёшь мне вопрос, на который ещё никто не нашёл ответа: «чей я ребёнок?» Жили на свете две женщины, которые друг друга не знали. Одну Ты не помнишь, другую называешь мамой. Две разные женщины, создавшие твою жизнь. Одна была твоей путеводной звездой, другая стала твоим солнцем. Первая дала тебе жизнь, а вторая учила, как её прожить. Первая дала тебе желание быть любимым, а вторая подарила тебе любовь. Одна подарила тебе талант, другая дала тебе цель. Одна подарила тебе чувства, другая умиротворила твои страхи...» .

Возможно, что-то похожее вы захотите рассказать вашему приёмному ребёнку о его появлении в вашей семье, а может быть что-то ещё более светлое. Удивительно, как всего в нескольких словах человек может передать свою нежность и желание защитить другого человека.

Многие не верят, что можно любить чужого ребёнка. А себя?… Чтобы он стал «своим», вложите в него часть себя: своих идей, сил, терпения, знаний, веры и понимания. Куда уж проще! Куда ещё сложнее?! В теме усыновления или приёмного родительства не может быть лёгких вопросов и однозначных ответов.

Некоторые специалисты рассматривают государственные воспитательные учреждения как приемлемую альтернативу воспитанию в семье. Однако, такая система воспитания, как показывают современные исследования, даже если в ней работают очень хорошие люди, не позволяет удовлетворять индивидуальные потребности у детей. В детском доме или доме ребенка это затруднительно, так как  при огромном количестве взрослых, окружающих детей в доме ребенка, социальные контакты персонала с детьми ограничиваются в основном небольшим количеством обязательных по режиму действий и процедур. Негативный опыт отсутствия близких отношений отрицательно сказывается на последующей жизни ребенка. Исследования показывают, что выпускники детских домов чаще, чем их сверстники, выросшие в семьях, страдают психическими расстройствами, имеют серьезные трудности в установлении социальных связей, чаще вовлекаются в криминальную среду, имеют различные зависимости. Для ребенка ничего не может быть важнее семьи. Именно в семье формируются основные социальные навыки, которые позволяют адаптироваться ему в жизни. Очень важно, чтобы в окружении ребенка были близкие для него люди, которые могут дать ему опыт позитивных отношений.

Возможно, вашему ребёнку потребуется достаточно длительный положительный опыт, чтобы  компенсировать  недостающие переживания  детства. Специалисты считают, что для нормального психического развития ребенка необходимо установление удовлетворительных отношений с его ближайшим окружением, иными словами, построение   надёжных, стабильных постоянных привязанностей с близкими людьми. Мы всю сознательную жизнь воспринимаем себя так, как нас видели и воспринимали в детстве наши близкие. Глубинная память сохраняет образы и образцы поведения с близкими людьми, которые потом постоянно повторяются в общении с другими людьми.

 Совершенно очевидно, что не только вы будете стараться изменить этого ребёнка, но и он будет влиять и менять вас. Его генетическая родословная отличается от вашей,  и различия,  со временем,  могут быть всё более заметны. Факт существования биологических родителей ребёнка тоже не вычеркнешь из жизни. Вы навсегда свяжите свою семью с другой, незнакомой.  Но кто застрахован от присутствия всякого рода «ненужностей» в кровных детях: наследственные заболевания в третьем поколении, воздействие внешних неблагоприятных факторов экологии и социума, просто несчастный случай… 

 

Наконец, возможность открытого обсуждения проблем, умение анализировать свои и чужие поступки и всего происходящего способствует развитию зрелости и самоуважения семьи. Это значит, что если приемной семье будет оказана своевременная психологическая поддержка, то значительно облегчится и улучшится  взаимная адаптация ребенка и приемной семьи.

Сегодняшним мальчишкам и девчонкам принадлежит наше завтра. Дав каждому ребёнку опыт жизни в семье, мы исправим многие ошибки в судьбе обездоленных детей. Исправлять ошибки всегда трудно, но возможно, ведь столько сломанных, искалеченных детских судеб ждут нашей помощи, участия. Дорогу осилит идущий!

Приходите к нам на “Школу приемных родителей”.

Мы ждём всех, кто думает так же в Центре социальной помощи семье и детям г. Арзамаса.

Наш адрес: г. Арзамас, ул. 2-я Вокзальная, д. 1а.

тел./факс (83147) 6-32-86.


Разлука с семьей

Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это разлука с семьей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» - ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: стараться не думать о том, что с ними случилось.

Еще одно традиционное заблуждение – считать, что ребенок не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются. А если любит – значит, «сам - ненормальный». Однако сохранение привязанности к родителям как раз является одним из признаков «нормальности» ребенка. Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека.

Многие не верят, что можно любить чужого ребёнка. А себя?… Чтобы он стал «своим», вложите в него часть себя: своих идей, сил, терпения, знаний, веры и понимания. В теме усыновления или приёмного родительства не может быть лёгких вопросов и однозначных ответов.

Система воспитания ребенка в учреждении, как показывают современные исследования, даже если в ней работают очень хорошие люди, не позволяет удовлетворять индивидуальные потребности у детей. В детском доме или доме ребенка это затруднительно, так как  при огромном количестве взрослых, окружающих детей в доме ребенка, социальные контакты персонала с детьми ограничиваются в основном небольшим количеством обязательных по режиму действий и процедур. Негативный опыт отсутствия близких отношений отрицательно сказывается на последующей жизни ребенка. Исследования показывают, что выпускники детских домов чаще, чем их сверстники, выросшие в семьях, страдают психическими расстройствами, имеют серьезные трудности в установлении социальных связей, чаще вовлекаются в криминальную среду, имеют различные зависимости. Для ребенка ничего не может быть важнее семьи. Именно в семье формируются основные социальные навыки, которые позволяют адаптироваться ему в жизни. Очень важно, чтобы в окружении ребенка были близкие для него люди, которые могут дать ему опыт позитивных отношений.

Большинство детей, чей опыт жизни в семье не был катастрофическим, и чье доверие ко взрослым подорвано не окончательно, ждут новую семью как средство исцеления от одиночества и покинутости, с надеждой на то, что в их жизни все еще будет хорошо.

Быть приемным родителем -  это благородная и ответственная ноша, связанная с преодолением трудностей и умением находить в себе новые силы.  В помощь родителям, где есть  или планируется приемный ребенок, создана психологическая служба сопровождения – «Школа приемных родителей».

В Центре социальной помощи семье и детям г.  Арзамаса, участвуя в работе  «Школы приемных родителей», Вы получите квалифицированную помощь и  научитесь всему тому, что необходимо знать и уметь приемным родителям.

Наши координаты: ул. 2-я Вокзальная, д. 1а, тел. 6-32-86.

Обращайтесь! Мы будем рады Вам помочь!


Приемная семья.

          Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

          Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

          Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью.

          На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

- дети-сироты;

- дети, родители которых неизвестны;

-дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

      Требования, предъявляемые к приемным родителям

     Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

·      лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

·     лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

·    отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

·      бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;

·      лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя брать ребенка в семью.

Права и обязанности приемных родителей

Приемный родитель  имеет право и обязан:

·      заботиться о  здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка;

·      самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.

Приемный родитель является законным представителям приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством)) защищает его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Его права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

Приемный родитель вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.

Число детей, помещаемых в приемную семью

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать  8 человек.

 Формирование приемной семьи.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме.

Правовые последствия между приемными родителями и детьми

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Учет личных качеств лиц, желающих стать приемными родителями

При подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

Помещение в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем.

В случаях, если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка- инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.

Согласие ребенка на передачу в приемную семью

При передаче ребенка в приемную семью, орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.

Порядок организации приемной семьи.

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению прилагаются следующие документы:

·    Справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

·     Характеристика с места работы;

·     Автобиография;

·    Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

·     Копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

·     Медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью (ссылка на приказ Минздрава о мед. освидетельствовании).

Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство).

На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство), орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.

 Преимущества приемной семьи:

·    на ребенка выплачивается ежемесячное пособие;

·   предоставляются льготы, органы опеки оказывают содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка;

·    приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж;

· сохраняется право на закрепленное жилое помещение или гарантируется его предоставление;

·     менее жесткие требования к кандидатам в приемные родители.

 Недостатки:

·     невозможность смены ребенку фамилии, имени, места и даты рождения;

·     возможность контактов с кровными родственниками;

·    постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за расходование денежных средств;

·      ребенок принимается в приемную семью до исполнения ему 18 лет.

 Оплата труда приемных родителей.

5880 рублей в месяц за воспитание каждого ребенка, за воспитание приемного ребенка до 3-х лет или ребенка-инвалида дополнительно выплачивается 2940 рублей. Единовременное пособие при принятии ребенка в семью – 9592 рубля.
              Наставничество.
              Форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении, и будущей жизни, т.к. обычно между ними возникает переписка, телефонные контакты. Таким образом, у ребенка появляется "родственник" и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает его самооценку и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией и т.д.

Плюсы и минусы наставничества.

Плюсы:

·  Упрощенное оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора полного пакета справок.

 

 

·       Если наставничество предполагается как переходный этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, позволяет  принять  верное решение.

·      При переходе на постоянные формы жизнеустройства, будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребенка уже есть.

  Минусы:

 

·       Брать в «гости» детей младше 7 лет нежелательно, т.к. они не понимают, почему их берут и возвращают, они ещё не понимают, что могут быть не только родители, но и "родственники".

·        Эта форма крайне редко поддерживается государством финансово.

Усыновление.
             Усыновление является  формой устройства ребенка,  при которой между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к родному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. При устройстве ребенка в семью должны учитываться его этническое происхождение, родной язык, принадлежность к определенной религии,  культуре;  возможность обеспечения преемственности в образовании и воспитании, а также возможность обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Преимущества усыновления:

·    Усыновление позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи;

·    Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителей, поменять имя, дату и место рождения;

·     Законом закрепляются родственные отношения и право наследования;

·     Выплачивается единовременное пособие при усыновлении ребенка.

 Недостатки:

 

·     Государство не оказывает помощи после усыновления ребенка;

·  Усыновление устанавливается в судебном порядке, поэтому оформляется более длительно.

Патронатное воспитание.

Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между  патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

Патронатное воспитание пока не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов.

Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире все дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме.

Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно  после изъятия из кровной семьи, вместо помещения его в приют.

Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей – уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.

В договоре определяются права и обязанности как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь – в зависимости от потребностей.

 Патронатное воспитание  детей осуществляется семьей, взявшей ребенка на воспитание при условии тесного взаимодействия со службой сопровождения (уполномоченной службой органа опеки и попечительства).
 

 

·                для детей, не имеющих социального статуса, это единственная возможная форма семейного устройства;

·                патронатному воспитателю выплачивается денежное вознаграждение и засчитывается трудовой стаж.

 Недостатки:

 

·                работа по планам, устанавливаемым учреждением по патронату, постоянный контроль и отчетность за воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка денежных средств.

 Оплата труда патронатного воспитателя – 2940 рублей в месяц. Опекаемым, подопечным и приемным детям предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги в части приходящейся на них доли оплаты.

Опека и попечительство.

Опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

 Опекун или попечитель назначается, если органом опеки и попечительства установлена необходимость предоставления недееспособному или не полностью дееспособному лицу в случаях, предусмотренных законом, индивидуальной защиты его прав и интересов.

Для назначения опекуна или попечителя не требуется заявления такого лица, необходимо только его согласие (п. 3 ст. 35 ГК РФ). Таким образом, как указывается в большинстве законов субъектов Российской Федерации, посвященных опеке и попечительству, "орган опеки и попечительства производит подбор кандидатуры опекуна или попечителя".

 Преимущества опеки (попечительства):

·    ежемесячно выплачиваются средства на содержание опекаемого ребенка;

·   за ребенком сохраняется право на алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации;

·    бесплатный проезд на городском, пригородном и внутрирайонном транспорте:

·    сохранение права на закрепленное жилое помещение или гарантия его предоставления;

·    органы опеки и попечительства оказывают содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.

  Недостатки:

 

·   нет тайны передачи ребенка под опеку, поэтому возможны контакты с кровными родственниками;

·     невозможно поменять ребенку фамилию, имя, место и дату рождения.

Размер опекунского пособия:

от 0 до 3-х лет – 4805 рублей,

от 3-х до 6-ти лет – 5286 рублей,

школьный возраст – 6006 рублей.


Наши активисты: «Счастливый билет»

     Летом 2010 г. состоялся слет ребят детского международного творческого проекта «Nuckids», организованного Госкорпорацией «Росатом». Одной из 65 участников была Кристина, воспитывающаяся в замещающей семье г. Арзамаса
     Кристина не могла дождаться того дня, когда они будут отъезжать. Настал долгожданный день: заезд в дом отдыха «Ершово». Надежды оправдались: уютные номера, красивая территория, шведский стол с фруктами и сладостями, бассейн и еще куча разных развлечений.
      В первый же день их познакомили с педагогическим составом: креативным продюсером, хореографом, педагогом по вокалу, режиссером проекта. Творческий процесс начался. С первых дней они включились в работу: ставили современные танцы, движения из которых годились потом для использования на дискотеках. Актерскому мастерству учили в форме игр. Уроки им давали известные артисты: Влад Топалов, Лолита, Алексей Немов, Митя Фомин. Через несколько дней состоялось знакомство со сценарием мюзикла. История ей очень понравилась, она сразу же представила, как можно красиво выглядеть на сцене, а новые друзья Кристины отметили ее актуальность и современность. Начались каждодневные репетиции, но это не мешало ребятам отдыхать. Каждое воскресенье им устраивали незабываемые праздники: прогулка по Красной площади, поездка в дельфинарий, организовывались дискотеки, день именинников. День премьеры: стрижки, прически, укладки, костюмы, репетиции. Премьеру отыграли на «ура». В конце весь зал пел главный хит мюзикла «Иди и смотри». Зрители долго не отпускали их со сцены, одаривая цветами, аплодисментами и криками «Браво».
     «Быть артистом – это круто, - вспоминает Кристина, - Цветы, автографы, аплодисменты, самолеты, новые города. Кстати, некоторые из нас впервые летали на самолете и, как водится, загадывали желание. Правда, желание было у всех одно, чтобы проект «Nuckids» не заканчивался никогда!».

  


Наши активисты «Мой дом – моя крепость».

      В рамках реализации мероприятий по региональной программе «Под защитой семьи» 21.09.2010 года в Нижегородском Государственном Академическом театре кукол будет проходить выставка творческих работ замещающих семей «Семейный дом». Выставка проходит в целях оказания содействия в развитии позитивного имиджа замещающих семей, привлечение общественности к решению задач семейного устройства детей-сирот.
     Участником этой выставки будет семья Горчиных, взявшая на воспитание двоих детей, оставшихся без попечения родителей. За успехи в воспитании приемных детей она имеет множество наград:
      • в 2009 году - Благодарственное письмо Правительства Нижегородской области «многодетной матери за достигнутые успехи в воспитании детей и лучших семейных традиций».
      • в 2010 году - 2 диплома за участие
- в областном межведомственном конкурсе «Нижегородская семья - 2010»;
- на фестивале «Крепкая семья - крепкая Россия», занявшая 2 место в выставке «Наша семья».
      В настоящее время мама с дочкой увлекаются прикладным творчеством, освоили методику «Квилинг». Для выставки «Семейный дом» они приготовили поделку «Мой дом – моя крепость». Надеемся, что эта работа займет призовое место.


«Невыдуманная история»

      Первый раз Наташа поступила в приют, когда ей было всего 9 лет. Со слезами на глазах она рассказывала о том, что мама не занимается ее воспитанием, злоупотребляет спиртными напитками.
Работа специалистов приюта с семьей дала положительные результаты: мама девочки пролечилась от алкогольной зависимости, трудоустроилась. Наташа вернулась в родную семью.
      Но семейное счастье длилось недолго … Не прошло и года, когда девочка вновь поступила в приют. Ее маму лишили родительских прав.
      В приюте Наташа нашла понимание и поддержку, подтянулась в учебе, обрела новых друзей. Здесь она впервые побывала в роли настоящего артиста, талантливо сыграв роль в музыкальной сказке «Горячее сердце» на сцене Арзамасского театра драмы. Все это помогло Наташе поверить в собственные силы, найти новые увлечения. Однако девочка ни на минуту не переставала мечтать о том, что у нее снова будет заботливая семья.
      Специалисты «Службы сопровождения» приюта совместно с органами опеки и попечительства провели большую работу по подбору новой семьи для Наташи. Для потенциальных родителей были проведены консультации по вопросам форм замещающей заботы, психологических особенностей детей, оставшихся без попечения родителей.
      В немного взволнованной, но радостной и теплой атмосфере прошла первая встреча Наташи с новой мамой. Уже с первых минут встречи они нашли общий язык и взаимопонимание.
Сейчас Наташа счастлива – у нее есть заботливая и любящая мама. Сейчас она точно знает, как важна семья в жизни каждого человека.


Детям-сиротам нужна наша помощь!

      «Под защитой семьи» - под таким названием с 2009 года реализуется региональная программа Нижегородской области. С первых дней в социальном приюте была создана  Служба сопровождения замещающих семей. В рамках программы проводится работа по многим направлениям, главная и единая цель которой – обеспечить ребенку возможность жить и воспитываться в семье. Специалисты учреждения совместно с представителями отдела опеки и попечительства «под защиту семьи» определяют детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в заботе, любви и понимании взрослых. В результате такого сотрудничества 14 детей обрели новые семьи.
      Порой многие граждане задумываются о приемных детях, для их воспитания есть и желание, и возможность, но потенциальные родители не знакомы с социально-правовыми основами принятия ребенка в семью, с их психофизическими особенностями, да и о формах устройства детей (опека, усыновление, приемная семья) многие знают лишь понаслышке. Специалисты приюта приглашают потенциальных родителей на тренинговые занятия, на которых на все интересующие вопросы каждый сможет получить полную информацию. Для проведения такой работы специалисты учреждения посетили обучающие семинары по данной проблеме, организованные Министерством социальной политики Нижегородской области.
      Служба сопровождения призвана не только содействовать жизнеустройству детей, но и не допускать вторичных отказов. Замещающая семья на первых этапах нуждается в квалифицированной поддержке, поэтому для родителей проводятся семинары и тренинги, а дети вовлекаются в творческие, спортивные, интеллектуальные мероприятия, проводимые в приюте. Так, главные роли в спектаклях «Обыкновенное чудо», «Горячее сердце», прошедших с аншлагом на сцене Арзамасского театра драмы, исполнили именно дети из замещающих семей. Доброй традицией учреждения стало проведение совместных семейных праздников, родители обмениваются опытом воспитания, дети начинают дружить. Прославляют Арзамас приемные семьи и на областных конкурсах, доказывая судьям и зрителям сплоченность, взаимопонимание, дружбу и уважение друг к другу.
      Большой объем работы в рамках реализации региональной программы выполнен по созданию позитивного имиджа замещающих семей: специалисты в различных формах информируют население о формах устройства детей, их особенностях. Ежемесячно издается «Информационный вестник», где доступно для каждого описываются преимущества каждой формы, ведется рассказ о приемных семьях, который сопровождается фотографиями с изображением лиц счастливых детей. Официальные документы, расписания мероприятий, отчеты с творческих и спортивных праздников ежедневно появляются на сайте www.uszn40.ru, также размещаются консультации для родителей, полезная, порой, любопытная информация для взрослых и детей.
      Жизнеустройство детей – одна из главных тем городских средств массовой информации. Социальный приют сотрудничает с газетами «Арзамасские новости», «Арзамасские ведомости», «Арзамасская правда», а совместно с телеканалом ТВС при взаимодействии с отделом опеки и попечительства был реализован проект «Ищу маму», благодаря которому многие маленькие герои программы обрели родителей. С момента начала реализации региональной программы «Под защитой семьи» было издано 3 информационных буклета: «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей», «Программа «Счастливы вместе», «Как стать патронатным воспитателем».
      Надеемся, что с нашей помощью многие дети, оставшиеся без попечения родителей, обретут новые семьи.


«Права несовершеннолетних детей»

        В государстве, где общество ответственно за каждого ребенка, не должно быть «своих» и «чужих» детей. Каждый ребенок имеет право жить и воспитывать в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства (ст.54 Семейного кодекса). В настоящее время существует несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание.
     На базе ГУ «Социальный приют для детей и подростков города Арзамаса» Служба сопровождения замещающих семей продолжает свою работу. Она предусматривает информирование и просвещение населения о формах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также установочные тренинговые занятия с родителями, пожелавшими взять на воспитание детей.
     Пригласите детей в гости, возьмите ребенка в свою семью на лето, станьте ребенку приемными родителями, оформите опеку – наполните собственную жизнь новым смыслом, подарите улыбку и счастье детям!


     По всем интересующим Вас вопросам обращаться:
ГУ «Социальный приют для детей и подростков города Арзамаса»
Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Кирова, д.32
телефоны: (83147) 4-63-52, 4-05-32, e-mail: priutA@yandex.ru
Режим работы: понедельник-пятница с 8-00 до 17-00 ч.


«Школа приемных родителей»

       В современной семье нередко складывается так, что воспитанием ребенка занимается приемный родитель. Эта благородная и ответственная ноша всегда связана с преодолением трудностей и умением находить в себе новые силы. Дети растут, и не все родители оказываются готовы к самостоятельному разрешению возникающих трудностей. В помощь семьям, имеющим или желающим принять на воспитание приемного ребенка, в Центре социальной помощи семье и детям г. Арзамаса создана психологическая служба сопровождения, в рамках которой работает «Школа приемных родителей».
      Уважаемые родители! Мы будем рады Вам помочь! Обращайтесь по адресу: ул. 2-я Вокзальная, д. 1а, тел. 6-32-86.

 

 ·    ребенок принимается в опекунскую семью временно на правах воспитуемого и ощущает свою неполную принадлежность к семье опекуна;

 

 ·                срок действия договора не более 6 месяцев;

 

Преимущества и недостатки патронатного воспитания

 

 ·   Предъявляются жесткие требования к кандидатам в усыновители по материальному положению, жилищно-бытовым условиям, здоровью и др.;

 

  ·     законодательно неустановленная форма. Не существует утвержденных норм, правил, требуемого перечня документов - все требования устанавливаются государственным опекуном ребенка - директором детского учреждения.

 

·       Возможность взять ребенка/детей, изъятых из  семей в социально-опасном положении или у осужденных родителей.

 

 Сегодня в России государственное воспитательное учреждение не единственная возможность жизни для ребенка, разлученного с родителями. Одной из форм жизнеустройства ребенка является усыновление. При этом между усыновителями и ребенком не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений. Ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к родному сыну (дочери), а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. Опекапринятие в семью ребенка на правах воспитуемого. Приемная семья – форма воспитания ребенка в семье у приемного родителя-воспитателя. Такая семья заменяет ребенку пребывание в детском доме или приюте на домашнее воспитание. Срок помещения в приемную семью определяется договором и может быть различным. Приемному родителю выплачивается заработная плата и засчитывается трудовой стаж. Семейная воспитательная группа создается  на основании заключения трудового договора между учреждением и воспитателем по согласованию с органом опеки и попечительства. При устройстве ребенка в семейную воспитательную группу, функции опекуна ребенка выполняет учреждение. Патронатная семья осуществляет временную опеку над ребенком, оставшегося  без попечения родителей, с целью дальнейшего оформления его усыновления или опеки над ним. 

 

 

 Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, закреплено Конвенцией ООН «О правах ребенка», статьям 54 и 122 – 124 Семейного кодекса РФ. Сегодня в стране уже есть службы поддержки семей. Существует нормативно-правовая база для развития семейных форм проживания для детей, оставшихся без попечения родителей. Есть множество положительных примеров успешного приемного родительства вместе с давно существующими опекой и усыновлением. Таким семьям сегодня оказывается социальная, педагогическая и психологическая поддержка со стороны служб сопровождения. Целые команды профессионалов разных специальностей (социальные работники, психологи, врачи) ведут сопровождение приемных родителей. Самое важное для них – это поддержка родительских чувств, укрепление привязанности родителей к детям, расширение возможности их позитивного взаимодействия.   Воспитательная работа родителей в любой семье заключается в поощрении ребенка стать тем, кем ему предназначено стать.

 

 Преимущества патронатного воспитания: 


 

Создание сайта ·  SolarTime